Чувство аудитории, или коммуникативность

 

Для успеха публичной речи классическая и современная риторика рекомендует оратору предпочесть коммуникативную стратегию «близости» (взять как доминирующее третье правило Р. Лакофф – «будь дружелюбен»). Конечно проявляется эта стратегия в речевом поведении оратора особым образом, не так, как в беседе. Применительно к ораторскому выступлению владение стратегией «близости», умение ее осуществлять правильно, в меру, риторики называют «чувством аудитории».

Всякая хорошая речь в своей основе – общение со слушающим, чем она и отличается от плохой; риторически образованный человек отличается от необразованного отсутствием «стены» между собой и слушателями – тем, что он говорит не слушателям, а со слушателями.

В истории нашей страны существовал длительный период, когда оратор мог и даже должен был читать речь по написанному тексту – «по бумажке». Бросим беглый взгляд (поанализируем) на речевое поведение говорящего, на такой феномен прошлого.

Обращение к публике и первая фраза произносились, как правило, со взглядом в зал. Затем оратор опускал глаза и начинал читать, время от времени на секунду взглядывая прямо перед собой. Заключительная фраза сопровождалась снова взглядом в пространство. Речь закончена…

Следить за такой речью было трудно, улавливать ее смысл утомительно. Это не устная речь, а письменная, но озвученная. Устная и письменная речь строятся по различным законам и требуют различного восприятия. В ситуации озвучивания письменной речи настоящий контакт с аудиторией практически отсутствует. А без него ничто не поможет – ни поставленный голос, ни дикция, ни выразительность чтения, ни богатство языка, ни логичность построения текста.

Совершенно иная ситуация складывается, когда текст речи создается в процессе говорения и когда оратор находится в реальном контакте с аудиторией. При этом у слушающего возникает особое ощущение, описанное теми, кому присутствующего возникает иллюзия, что оратор обращается именно к нему. Выделяя его из всей ситуации. В начале речи слушателю кажется, что оратор ищет в зале именно его, наконец, находит и дальше говорит только с ним.

Итак, коммуникативность речи или ораторское «чувство аудитории» проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим еще при выходе оратора на трибуну и в начале его выступления слушателя чувством, что сейчас говорить будет с ними, что человеку есть что сказать и что он рад поделится своими мыслями и знаниями со всеми присутствующими.

Каким же образом возникает этот чудодейственный «эффект общения»? (Или это только таинство, волшебство таланта?!)

Назовем три важных средства, с помощью которых этот эффект достигается:

1) разговорность речи

2) зрительный контакт

3) голосовой контакт.

 

Разговорность речи

В настоящее время самым эффективным стилем публичной речи естественный, разговорный. Так было не всегда. Скажем, публичная речь в английском парламенте до середины XXв. (как, впрочем, и в институтах высшей власти СССР) выглядела скорее как хорошо подготовленный спектакль и оценивалась аудиторией соответственно: требования к голосу, дикции, словарю не были ориентированы на естественность и простоту.

В последние 10-летия традиции публичной речи изменились. Почему именно естественность, непринужденность поведения человека так притягательны? Вероятно, потому что они свидетельствуют о его благоприятном, как говорят, комфортном состоянии. Это ощущение комфортности передается слушающему, вызывая снятие напряженности, положительные эмоции, которые адресат переносит на говорящего.

Исследовании разговорной речи, начавшиеся во второй половине XX века у нас и за рубежом, говорят о принципиальных отличиях между разговорной речью (РР) и кодифицированным литературным языком (КЛЯ).

Существеннейшие особенности РР – неофициальность ситуации, в которой она возникает, незапланированность РР, «равноправие» говорящего и адресата в ситуации общения. Из этих признаков РР ясно, что настоящая, подлинная РР в ситуации публичного выступления в полной мере невозможна. Тем не менее опытные ораторы умеют «имитировать» РР, говоря публично. Это имитация вызывает у слушающих иллюзию естественного, непринужденного общения, равенства с оратором (как у зрителей в театре, как бы сливающихся с действием на сцене). Слушателям кажется, что удачные сравнения, яркие образы, блестящие мысли – все это рождается у них на глазах.

В результате – искомый эффект коммуникативного сотрудничества: оратор нравится, его шутки кажутся смешными, речь привлекает внимание, не дает отвлечься и не вызывает скуки. Слушатели ощущают себя почти в той же мере творцами речи, что и говорящий.

Имитировать РР в полной мере может только опытный оратор. Тем не менее можно дать несколько советов, предваряющих практические упражнения.

1. Старайтесь, чтобы фразы были как можно короче. Сложные конструкции – принадлежность письменной речи.

2. Избегайте официально-деловых клише, ограничьте употребление книжных устойчивых оборотов… Они способны создать впечатление официальности общения, даже если их совсем немного, и могут полностью убить у слушателя интерес к вашему выступлению, если повторяются часто. Особенно опасны официальные штампы в начале речи.

А.К. Михальская, автор замечательного учебника «Основы риторики» для 10 – 11 классов (М., Изд-во «Дрофа», 2001) приводит примеры того, как официальная казенная речь сразу вызывает скуку и отторжение у школьников: «Например, говорят друзьям по классу: «Нужно сказать, что собака – первый помощник и друг человека (вместо: Собака верный помощник и друг человека); Нельзя не упомянуть о том, что немецкая овчарка является очень умной собакой (вместо: Немецкая овчарка – собака очень умная) и т.д. Берегитесь этих ненужных «довесков», старайтесь вовсе избавить от них свою речь».

3. Представьте себе, что вы сообщаете содержание вашего выступления близкому приятелю, знакомому в личной беседе. Если вы стоите перед аудиторией, постарайтесь не думать: «Я делаю доклад» или «Я выступаю». Обратите внимание на то, что перед вами сидят живые люди, которые хотят услышать что-нибудь интересное. Неопытный оратор склонен воспринимать аудиторию как безразличного или, хуже, враждебного обобщенного слушателя, так сказать, «искать образ врага». Это нужно решительнейше преодолевать.

 

Зрительный контакт

Авторы риторических руководств проницательно и умно замечают, что человек, вышедший на трибуну, должен куда-то смотреть.

Оказывается, что направление его взгляды отнюдь не безразлично для восприятия его речи.

Несведущие ораторы чаще всего делают одну из четырех ошибок: смотрят на а) потолок, б) в пол, себе под ноги, в) в пространство («в неведомую даль»), г) на преподавателя (или ведущего собрание или на одного сидящего в собрании, да еще как Грушницкий на княжну Мэри…)

При этом неопытный оратор не в состоянии следить за реакцией слушателей на свою речь. Обратная связь отсутствует. Слушатели, в свою очередь, не чувствуют, что речь обращена именно к ним, следить за ее смыслом трудно, внимание рассеивается, оратор не вызывает отклика, интересна.

Рекомендуется поэтому другое. Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд «Читайте» его реакцию по глазам. Следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним.

 

Голосовой контакт

Голос говорящего человека направляется вместе с его взглядом, поэтому успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой. Следствием будет то, что вы будете говорить не слишком тихо, а именно так, как это нужно для благоприятного восприятия вашей речи. Смотря в глаза кому-нибудь из слушателей, говорите для него, с ним.