Принцип коммуникативного сотрудничества

 

Теперь мы уже имеем представление о том, что требует общая риторика от говорящего, и в общих чертах знаем, как нужно себя вести, чтобы выполнять главный закон создания эффективного дискурса – закон гармонизирующего диалога. Для того, чтобы обсудить и понять основные законы риторики, нам пришлось в предыдущей лекции искусственно «разделить» говорящего и адресата, как бы «растащить» их по разные стороны речевой ситуации и заставить эти фигуры на некоторое время «замереть в неподвижности», сделав как бы «стоп-кадр» нашей воображаемой видеозаписи процесса речевого общения.

Сейчас перед нами еще более сложная задача – оживив нашу «видеозапись» пронаблюдать фигуры говорящего и адресата в реальном живом взаимодействии. Какие отношения между ними могут сложиться? Как и чем регулируются эти отношения? Давайте посмотрим.

Лингвисты 70-хх. гг. пришли к выводу, что успешным речевое общение становится в том случае, если его участники как бы «заключают между собой договор о сотрудничестве», каковой и соблюдают в ходе всего процесса речевого взаимодействия. Конечно, такой «договор» не составляется в письменном виде и вообще открыто никак не обсуждается. Однако, вступая в общение, люди как бы «уславливаются» о том, что они на время общения «ставятся сотрудниками». Как это происходит? Всем своим поведением – взглядом, мимикой, жестом, тоном голоса, интонацией, выбором слов и других языковых средств – партнеры как бы сообщают друг другу: «Сейчас мы станем собеседниками. Постараемся же помогать друг другу. Я хороший, доброжелательный, воспитанный человек. И вы, конечно, тоже. Теперь мы партнеры». Итак «игра» началась. Что же происходит дальше? Понятно, что «заключив договор о сотрудничестве», вступив в игру общения, люди должны следовать неким правилам, чтобы эта игра состоялась. Такие правила речевого поведения были сформированы еще Аристотелем.

Хуго Грайс, известный лингвист XX столетия, вывел такие же правила и … они оказались один к одному соответствующими выводам Аристотеля (Грайс и предложил назвать этот принцип – «коммуникативного сотрудничества. Интересно сопоставить два исследования, которые отделяет 22,5 столетия:

Аристотель 1. Говорить то, что важно;   2. Говорить правду;   3. Говори ясно. Грайс 1. Информативность (сообщение необходимой информации); 2. Истинность (не говори того, что считаешь ложным); 3. Правила способа выражения: будь краток, последователен, говори ясно.

Американский лингвист – женщина Робин Лакофф заметила, что в реальном речевом общении эти три частных принципа выполнить нелегко, поскольку они сформулированы в трудно применимой форме.

Так, частный принцип 1 вызывает вопросы: а что, собственно, важно; как определить характер достойной сообщения и необходимой информации?

Принцип 2 еще более относителен; и здесь возникает вопрос: а какую именно правду нужно сообщить? Представьте себе, что вы всегда пытаетесь донести до собеседника в точности все, что думаете. Результат последует незамедлительно: весьма вероятно, что, стремясь к абсолютному и безоговорочному раскрытию своих мнений и оценок, вы лишитесь и доверия, и симпатий слушающих.

Таким образом, требовалось найти какие-то более приемлемые для реальной жизни рекомендации, отражающие принцип коммуникативного сотрудничества. Это и попыталась сделать Робин Лакофф.

Новые правила: этика речевого поведения

Исходя из того, что для успеха речевого общения необходимо сотрудничество говорящего и адресата, Лакофф обратила внимание на то, что в таком сотрудничестве, по сути, выражается этический аспект процесса коммуникации. Главное проявление этики речевого общения состоит в учете говорящим воздействия своей речи на следующего. Как может говорящий учитывать воздействие своей речи? Для этого он должен соблюдать следующие принципы:

1. Не навязывайся.

2. Выслушивай собеседника.

3. Будь дружелюбен.

Первое правило Лакофф практически выражается, например, в известной всем закономерности: чем более категорично говорящий формирует свое мнение, тем менее склонен согласиться с ним слушающий (т.к. категоричность воспринимается как стремление навязывать свое видение мира, «нарушив суверенитет», слушающего). Известно, что в различных культурах допустима разная степень категоричности высказываний. Например, по законам японского английского общения, если вы не хотите обидеть собеседника или показаться навязчивым, нельзя высказывать свое мнение с той долей категоричности, которая вполне допустима в русской речевой традиции; для снятия излишней категоричности в этих культурах особенно важна специальная система риторических средств: вопрос в роли утверждения (Не кажется ли вам, что…?), вводные конструкции (возможно, вероятно, кажется и т.п.).

Второе правило Лакофф отражает необходимость обратной связи между говорящим и адресатом. Для правильного определения говорящим нужного слушателю количества и характера сообщаемой информации требуется постоянное взаимодействие участников общения. Практическую важность этого правила легко подтвердить следующим примером. Опытный оратор (скажем, преподаватель) отличается от начинающего тем, что не отождествляет собственного запаса знаний с объемом знаний, имеющимся у его собеседника. Он умеет строить свою речь так, что его поймет и совершенно несведущий, и юный человек.

По этому его речь доходчива и демонстративна; необходимая информация и терминология вводятся постепенно. Умение правильно определить «информационный запас» адресата совершенно необходимо для успеха общения. Есть очень важная закономерность: любое общение возможно только тогда, когда говорящий и слушающий имеют некоторый общий информационный запас. Припомните, как обыкновенно начинается беседа незнакомых людей: прежде всего собеседники стараются найти то, что их объединяет, ‑ обнаружить общих знакомых, место рождения, хобби и т.д. – идет процесс определения «общего информационного фундамента» для будущего общения.

Третье правило… Известно, что наилучший способ расположить к себе слушающего – проявление положительных эмоций, и чем более оно выражено, чем оно искреннее – тем лучше для успеха общения. Понятно, почему речевой этикет в самых различных культурах предусматривает как необходимый элемент улыбку.