Принцип движения: требование второго закона риторики

 

Речь, как и написанный текст, имеет линейный характер: звучащая речь развернута во времени, письменная – в пространстве. В обоих случаях речь (и речевое событие) имеет начало и конец, а между ними лежит путь от первого ко второму – путь, который говорящий должен пройти вместе с адресатом (или должны сообща проделать собеседники, в ситуации беседы или спора). Начало, конец и соединяющий их «путь» речи люди издавна представляли себе в виде некоей карты, маршрута совместного «путешествия». Если говорящий готовится к речи, то в его сознании формируется «маршрут», по которому нужно будет двигаться.

Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата

У Аристотеля находим образ, который великолепно иллюстрирует второй закон риторики: состязающиеся в беге не чувствуют утомления, если видят перед собой предел (конечную цель), которого должны достигнуть. Если же этот конец не виден, как бывает на поворотах, то бегуны начинают задыхаться и обессиливать. Не заставляйте же и вы слушателей «задыхаться» и обессиливать – создавайте ощущение движения в речи. Как это сделать, мы сейчас посмотрим. А сперва сформулируем второй закон. Говорящий обязан сориентировать слушателя в пространстве речи, чтобы он постоянно чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Какие же для этого предлагаются средства? Чувство движения у адресата создается в первую очередь общей структурной речи.

Если бегун начинает бежать быстрее, когда ему уже видна цель, то и слушатель должен постоянно видеть, куда ведет его говорящий; значит, последний должен сам все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными дл аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не «затрагивая» и не возвращаясь все снова и снова к тому, что пройдено (подобно стайеру, 25 раз пробегающему одни и те же повороты беговой дорожки).

Кроме методик построения всей речи в целом, создающих ощущение движения, в классической риторике выработались даже и способы построения отдельной фразы, которые способствуют легкости ее восприятия.

Фразы должны иметь хорошо замечательную структуру. Даже если предложение длинное и сложное, оно строится так, что начало указывает и на окончание, строится период.

Выработались в риторике и правила, создающие ощущение движения и касающиеся самого процесса исполнения, произнесения речи. Категорически изгоняются лишние паузы, не имеющие смысловой нагрузки, особенно заполненные нудным хм-м-м, э-э-э, а-а-а и др. слишком замедленный теми, повторения чрезмерные – все это мешает продвижению вперед, утомляет слушателя.