Критерии и параметры профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью

Критерий Параметры Шкала оценки
Да Нет
Сформированность профессиональной компетентности
Мотивационно-ценностный компонент Имеет теоретические представления о постулатах современного педагогического мировоззрения.    
Владеет соответствующей терминологией: способы освоения учебного материала, включенность детей в учебный процесс, успешность детей в обучении.    
Действует на основе постулатов современного педагогического мировоззрения.    
Осознал исходную проблему практики образования.    
Методический компонент Имеет концептуальные представления о структурировании содержания учебных предметов, освоил концепцию, знает методики организации деятельности учащихся на занятии.    
Освоил соответствующую терминологию.    
Освоил способы структурирования содержания учебных предметов для работы в выбранной технологии.    
Владеет способами проектирования дидактического материала для работы по разным методикам на своем предмете.    
Владеет методикой проектирования запуска различных форм взаимодействия учащихся (пары, группы, пары сменного состава).    
Освоил механизм составления и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся.    
Организационно-управленческий компонент Имеет концептуальные и программные представления о собственной деятельности, вариантах запуска, контроле и учете на учебных занятиях.    
Владеет соответствующей терминологией: табло учета, планирование, контроль, учет.    
Умеет осуществить запуск инновационных учебных занятий.    
Умеет проектировать различные варианты расписания и маршрутов освоения учебного материала в группах.    
Владеет способами проектирования собственной деятельности на предстоящий период.    
Умеет осуществлять планирование, контроль и учет на учебных занятиях.    
Исследовательско-рефлексивный компонент Имеет программные представления о проведении эмпирических исследований.    
Владеет терминологическим аппаратом: исследование, теоретическое и эмпирическое исследование, объект, предмет, гипотеза исследования, методы исследования.    
Умеет организовать рефлексию собственной деятельности.    
Владеет способами организации рефлексии других (индивидуальных и групповых субъектов).    
Умение проводить эмпирические исследования (в рамках исследовательско-рефлексивного компонента) Умеет анализировать свою деятельность, выделять проблемы и трудности, оформлять противоречия.    
Умеет выделять объект и предмет исследования, строить гипотезу.    
Умеет создать проект исследовательской деятельности.    
Умеет работать с информацией (с каталогами, источниками).    
Умеет оформлять результаты и продукты исследований.    
Коммуникативный компонент Умеет оформить свои мысли в устный текст (точно, компактно, без искажений).    
Умеет оформить свои мысли в письменный текст.    
Умеет слушать, вникать в суть сказанного и поставить вопрос к услышанному.    
Умеет самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).    
Умеет организовать качественную коммуникацию.    
Освоение компонентов содержания общего образования
Универсальные способы мыследействования[14] Имеет теоретические представления об универсальных способах мыследействования.    
Владеет терминологическим аппаратом: анализ; обобщение; целеполагание; рефлексия; проектирование деятельности.    
Умеет осуществлять: - анализ; - обобщение; - целеполагание; - рефлексию; - проектирование деятельности.    
Навыки коллективного труда Умеет выполнять совместную с другими деятельность; Умеет распределять обязанности в коллективном труде; Умеет делегировать полномочия; Умеет использовать продукты труда другого; Умеет оформлять продукты своего труда в удобные для использования другими формы (тексты, таблицы, диаграммы); Умеет делать содержательную сборку продуктов коллективного труда.    
Освоение основ методологии, теории и практики технологии в которой предстоит работать (работает)
Освоение основ методологии Имеет концептуальные представления об инновационной деятельности, учебных занятиях и владеет соответствующим терминологическим аппаратом (см. ниже).    
Освоил методологию перехода на инновационную технологию обучения. Освоил основные методологические схемы.    
Освоение основ теории Освоил основные понятия современной дидактики. Обучение. Структуры общения. Формы организации процесса обучения. Способы обучения. Принципы обучения.    
Освоение технологии Освоил технологию составления маршрутов и траекторий освоения учебного материала    
Освоил особенности организации учебных занятий.    
Освоил надпредметное содержание образования на учебных занятия.    
Освоил и применяет различные методики парной работы (методика Ривина, обратная методика Ривина, методика. взаимопередачи тем, методика взаимообмена заданиями, методика взаимопроверки индивидуальных заданий, методика доводящей карточки, методика взаимотренажа)    
Способность осуществлять инновационную педагогическую деятельность
Является объемлющим и системным критерием по отношению ко всем остальным. Включает полностью все их совокупности, взаимосвязанные между собой (см. табл. выше).    

 

Таким образом, для определения критериев профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность нами изучены основные теоретические подходы к данной проблеме: интегральные характеристики личности (Л.М. Митина), критерии педагогического творчества (Г.М. Каджаспирова), критерии диагностики профессиональной компетентности учителя (А.К. Маркова), критериально-ориентированная диагностика учителя индивидуально-ориентированной системы обучения (А.А. Ярулов), квалификационные характеристики учителя развивающего обучения (А.Б. Воронцов).

В результате проведенного теоретического анализа и обобщения эмпирических данных с учетом особенностей инновационной деятельности в образовании (В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) нами выделены следующие основные критерии профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью: сформированность профессиональной компетентности, которая представлена субкомпетентностями - мотивационно-ценностной, коммуникативной, организационно-управленческой, методической, исследовательско-рефлексивной; овладение основами теории и практики инновационной технологии, в которой предстоит работать; способность осуществлять инновационную педагогическую деятельность. Разработаны параметры профессионального становления педагога в инновационном комплексе. Параметры по каждому критерию характеризуют совершенствование представлений (концептуальных, теоретических, программных), коммуникативных средств и действий педагога.

На основании данных критериев и параметров появляется возможность провести мониторинговые исследования в данной области.