Театрализованные игры

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде все­го, что текст произведения для детей - только канва, в ко­торую они вплетают новые сюжетные линии, вводят допол­нительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, за­тем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые про­сились в теремок и обещали никого не обижать. Игра за­кончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама мо­жет быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содер­жанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуще­ствить, надо понять, каков персонаж, почему так поступа­ет, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудио­визуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведе­ний. Облегченному, потому что ему преподносится гото­вый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слу­шания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэто­му, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исклю­чения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках) не столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.

Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эс­тетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, осо­бенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение пред­ставить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом за­висит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства,способность мыслить. Для исполнения роли ребе­нок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, вырази­тельной по лексике и интонации речью и т. п.). Следователь­но, подготовленность к театрализованной игре можно опре­делить как такой уровень общекультурного развития, на ос­нове которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, про­исходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а фор­мируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соедине­ние будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обя­занности. Конечно, педагог может рассказать о театре, по­казать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в те­атр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побы­вав зрителями. На помощь могут прийти родители, кото­рые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами пе­дагогического и обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т.д.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объеди­нить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.