Особенности ведения диалога в «черной» риторике

К. Бредемайер справедливо подчеркивает важную особенность «черной» риторики: разнообразие методов и жизненность. Она обладает неисчерпаемым набором различных средств, не признает почти никаких границ, запас ее идей – в практике и теории – практически бесконечен, ее речевые модели и технические приемы включают в себя всю палитру обычной коммуникации.

Если отработанный набор методов не приносит желанного результата и поставленная цель далека, то риторика меняет свои методы, и среди бесконечного набора законов коммуникации и дискуссии находит камень преткновения, разрушает закосневшие каноны и отходит от старых традиций. Ловкость и осторожность речевого воздействия позволит максимально использовать партнеров и их возможности.

Начало диалога – это очень важный момент, пренебрегать которым ни в коем случае не следует. С первых же слов необходимо вовлечь собеседника или слушателей. Проще всего добиться этого, используя следующие приемы достижения согласия.

1. Обратитесь к собеседнику по имени. Не бойтесь делать комплименты.

Поставленное в начале фразы имя привлекает внимание, в конце –вызывает ответный кивок головой. Пример: «...товар, который вы уже с успехом и не раз реализовали, Иван Петрович!»

Сделайте комплимент собеседнику: «Я читал вашу книгу. Это очень нужная и полезная работа!».

2. Задействуйте рефлексы согласия собеседника, опираясь на его же авторитет.

Ссылка на авторитет самого собеседника обеспечивает его согласие. Пример: «...это как раз то, о чем вы так хорошо говорили, Иван Петрович, на последней лекции!»

3. Используйте фразы и формулировки, ориентирующие на компромисс и в последствии не достижение консенсуса.

Эти фразы напоминают про общность целей собеседников и стимулируют к диалогу, одновременно побуждая его соглашаться с вами. Потому что тот, кто не согласится, рискует отвергнуть общепризнанное и престижное. Пример: «Эта проблема известна каждому, кто активно занимается экологией городов».

4. Визуальный контакт важен не только для вовлечения всех участников в разговор, но и поможет выделить одного из участников беседы в качестве непосредственного объекта.

Смотрите в глаза вашему партнеру, пока не закончите фразу, так, в течение последующей паузы: вы побуждаете его отреагировать, он не сможет уклониться от этого и обязательно ответит.

5. Используйте уважительные формулы обращения. Если позволяют обстановка и этикет не скупитесь на ласковые и вежливые слова.

Такие формулировки устанавливают и укрепляют партнерские отношения, делают само обращение более уважительным. Пример: «Вы, как профессионал, конечно, понимаете, о чем я сейчас говорю, а именно о том, что...»

6. При необходимости следует обратиться к коллективному опыту.

Речь часто начинается вводной фразой типа: «Представьте себе...», это побуждает аудиторию не только рассеяно слушать, но и более поступать более внимательно – представлять. Однако первое согласие можно получить как ответную реакцию на обращение к общему опыту.

Пример: «Уважаемые коллеги, я попрошу вас вспомнить... — Итак, проблема нам знакома!»

7. Последовательно используйте технику апелляции, поддерживайте свои обращения визуальным контактом.

Время от времени делайте обращение-ссылку на опыт собеседника, подобная фраза направляет и стимулирует его на речевое действие, скорее как знак благодарности, и вновь согласие.

Разумеется, не нужно все время принуждать собеседника демонстрировать своё согласие жестикуляцией и мимикой, чтобы получить нужную реакцию необходим только один утвердительный или позитивный жест.