Тема 1. Связь риторики с другими направлениями человеческой деятельности

Риторика по происхождению – одно из древнейших искусств, которое успешно развивается и в современном мире.

Исторически сложилось тесное взаимодействие философии и риторики. Объектом обеих дисциплин является человек как уникальное существо, способное мыслить и чувствовать, а также выражать свои мысли и чувства в слове. Философия ищет ответы на самые важные вопросы, волнующие человека, а риторика описывает и анализирует законы эффективной речевой и мыслительной деятельности, вырабатывает правила языкового и морально-этические нормы человеческого общения.

Логика и риторика имеют общий генезис – они тесно связаны с процессами мышления. Однако, если логика оперирует общими законами мышления, его видами и формами, то риторика – категориями и законами языка и мышления в языке. Для логики приоритетным является доказательство, для риторики – эффективность убеждения.

Аристотель утверждал, что риторика владеет воображением, а логика – разумом. Красноречие творит воображаемый мир на основе реального через речевую деятельность, тогда как логика ориентируется на истинность и реальность.

Риторика также соотносима с этикой. Общим основанием этих дисциплин являются моральные законы общества и цивилизации. Платон справедливо полагал: «Риторика – наибольшее добро для людей». Моральный облик автора речи часто определяет её успех или провал.

Риторику справедливо можно назвать праматерью лингвистических наук. Выделившись из философии, она стимулировала исследования лингвистического характера как основу и материал для создания речи. Действительно, фактически продукт риторики – это текст. А каждый готовый текст с точки зрения лингвистики – это результат долгого и продуманного выбора стилей и жанровых приёмов применительно к конкретной задаче.

Интересно проследить историю взаимоотношений риторики и грамматики. В античности грамматика считалась искусством и соотносилась с риторикой. Первый грамматик и филолог софист Протагорас (V в до н.э.) открыл первые грамматические категории, включая синонимы, которые входили в грамматику того времени. Дионисий (ІІ ст. до н. э.) стал автором первой грамматики, эталоном он считал язык поэтов и писателей, то есть стиль художественной литературы. Он разделил грамматику на шесть частей:

1. Старательное чтение текста. 2. Пояснение риторических фигур. 3. Пояснение исторических выражений. 4. Этимология слов. 5. Языковую регулярность (аналогии в языке). 6. Оценку аутентичной и эстетической ценности поэм.

То есть в компетенцию грамматики входили законы построения текста, соответствующая его декламация и критика (оценка эстетичности и художественной ценности).

В Древнем Риме грамматиков по традиции продолжали называть литераторами. Во времена поздней античности изучение грамматики было обязательным предварительным этапом перед изучением риторики. Грамматика, риторика и диалектика считались циклом так называемых «свободных» наук.

С течением времени грамматика на длительный срок поглотила риторику, отправив её в область стилистики.

К XVII веку риторика отделяется от логики и философии. Отойдя от диалектико-логичных форм, риторика становится формальной школьной дисциплиной, собранием красивостей, форм, лишенных содержания. Так застой в риторике стал причиной её постепенного растворения в словесности, литературе, философии и других гуманитарных науках.

Стилистика тесно взаимодействует с риторикой. Стилистика исследует стили и законы их применения в национальных языках. Она описывает и анализирует функциональные стили и закономерности их применения. Именно стилистика является поставщиком технологий для риторики. Она учит правильно использовать стилистический потенциал естественного языка, требованиями к оратору, моделями и техниками конструирования высказывания.

Культура речи по отношению к риторике – вспомогательная дисциплина. Она определяет необходимую точность, правильность, ясность и выразительность речи. Однако риторика – это культура речи в динамике, её практическая реализация. То есть культура речи становится первым этапом – теоретическим, тогда как риторика становится практическим её использованием.

Тесно связаны между собой риторика и сценическое мастерство. Сценическое мастерство предполагает наличие уже готового текста от риторики, это результат знания законов и правил умелого владения техникой риторики. Важными в данном аспекте становятся знание о правильном дыхании, дикции, интонации, мимике и жестах, позах и движениях.

Риторика на протяжении многих веков взаимодействует с поэтикой, эстетикой и этикой. Во времена античности поэтику считали частью риторики, называя её «искусство языка поэзии». Риторика и поэтика исследуют закономерности организации художественного текста, его темы, замыслы и идеи, изучаются способы точного донесения авторской концепции и образного видения мира. Платон называет поэтику «философия красноречия».

В современной парадигме гуманитарных дисциплин риторике вновь отдано значительное место. Ч. Моррис – один из основоположников семиотики и родоначальник «прагматики» в лингвистике считал риторику предвестницей лингвистической прагматики. Он разделил науку на три части: семантику (учения об отношении знаков к объектам реальности), синтактику (учение про отношение между знаками) и прагматику (учение про отношение интерпретаторов к знакам).

В современных комплексных исследованиях по лингвистике, философии, психологии и социологии так или иначе задействованы законы риторики. Так, максимы лингвопрагматики Г. Грайса опираются на риторические правила: информативность, истинность, релевантность, ясность высказываний.

На классической риторике базируется и аналитическое направление в философии, основанное в работах Дж. Остина, Л. Витгинштейна, Дж. Серля и др. В современной риторике коммуникативное намерение, цели и задачи речи называются иллокутивными силами, влияние на аудиторию – перлокутивным эффектом; оценку аудиторией, общий интеллектуальный уровень слушателей – прагматической пресупозицией; систему знаний про правила языковой коммуникации – языковой компетенцией.