Кризис риторики. Причины кризиса

После благополучного двухтысячелетнего существования риторика теряет свою значимость. Авторитет ораторского искусства стал стремительно падать. Даже само слово «риторика» стало иногда употребляться в уничижительном смысле: «пустозвонство, словесное плутовство». На протяжении XIX века риторика быстро утрачивала общественный престиж и сдавала свои позиции в системе образования.

Кризис риторики был обусловлен рядом причин. Одной из основных считается приоритетность сравнительно-исторического подхода в европейских научных кругах. Тезис о том, что все в мире человека поступательно и бесконечно изменяется, ведет к отрицанию того, что в жизни языка и общества может быть что-то неизменное, вечное. А соссюровский тезис про социальную природу языка делает классическую риторику ненужной надстройкой: язык и речевая ситуация давно изменились, а риторика по-прежнему эксплуатировала античное наследие. Ораторское искусство стали считать малоинтересным и устаревшим, проповедующим неизменные и закостеневшие методы и законы, основанные на идее о неизменности языка и человеческой психологии. Школьная и академическая риторика не сумели измениться в соответствии с новыми веяниями, педагоги-риторы продолжали иллюстрировать теорию античными примерами.

Поэтому уже ученики Царскосельского лицея, ровесники Пушкина, не особенно почитали своего учителя Николая Кошанского, автора учебников по общей и частной риторике. А в рецензии на его книгу "Общая риторика" известный своей радикальностью во всем В. Г. Белинский высказался совсем категорично: "Итак, какую же пользу приносит риторика? Не только общей риторики, даже теории красноречия (как науки красноречия) быть не может".

Другая причина упадка риторики состояла в невиданном расцвете художественной литературы и филологических наук. Постепенно многообразие предмета стилистики и риторики подменяется изучением поэтики только художественной литературы, т.е. словесности изящной. В образовании тех времен зародилась традиция изучения языка исключительно на материале художественной литературы. А древние «Слова» и «Послания», исторические хроники и сочинения современных историков, судебные и политические речи остались вне образовательных программ.

Ещё одной важной причиной кризиса риторики стало сокращение количества исследований в области морально-этического облика оратора. С античных времен вопрос об этике речи практически не разрабатывался.