Барокко

Элитные школы, организованные католическими монашескими орденами (такими, как иезуиты) готовили будущих правителей и политиков в духе Нового времени. Приветствовались честолюбие, дух соперничества, беспринципность («Цель оправдывает средства»), воспитывалось умение ценить в себе индивидуальность. В лоне католической церкви взращен новый высокообразованный проповедник, он использует философски глубокий, усложнённый стиль барокко. Этот стиль подразумевал использование множества цитат из Святого Письма, литературных произведений настоящего и прошлого, изобилие украшений.

Революция во Франции переложила философию Просвещения на язык, понятный простому человеку. Таковым было ораторское искусство Марата, Робеспьера и Дантона.

С кафедры Йенского университета звучат лекции великого немецкого философа Г. Гегеля. Переживает свой рассвет поэтика и стилистика. Выходят в свет учебные пособия и труды по риторике, которые словно бы суммируют все наилучшее, созданное в этой науке (работы Г. Хоума, П. Лагарпа, С. Дюмарсе). При этом постепенное слияние поэтики и стилистики с риторикой стало фатальным для последней. На долгие годы риторика становится лишь их частью.

Риторика барокко стала началом упадка риторики как живой и динамичной науки. Первые признаки кризиса риторики появились в конце XVIII столетия, а сам кризис по-настоящему обнаружил себя в середине XIX века.