Тема 1. Мифология и красноречие

Риторика как большинство гуманитарных дисциплин восходит к мифологии как первичной форме человеческого мировосприятия. В мифологии нашло свое применение и искусство красноречия, мастерское умение убеждать, пояснять и прояснять. Владение рассказчика песенно-поэтическим мастерством влияло на слушателей, пробуждало в них веру и благоговение перед могуществом богов.

В цивилизации Древнего Египта покровителем всего разумного был бог Тот. Этот бог хранил знание и давал его людям, владел временем, тайнами письма и слова. На древних фресках рядом с Тотом изображались бог волшебник слова Ху и богиня мудрости Сиа.

Древнеиндийская мифология знает двух богинь красноречия. Сарасвати – «богиня священной речи» была покровительницей ораторского мастерства и мудрости, наук и искусств. Она считается создательницей санскрита (священного языка) и алфавита девангари. Параллельно с этими своими возможностями Сарасвати повелевала чистой водой. То есть в понимании индийцев речь, словно ключевая вода, должна быть чистой, ясной и быстрой. Богиня слова Вач была царицей среди богов, владелицей множества богатств. Древнеиндийский эпос содержит отдельный гимн, посвященный этой богине.

В греческой мифологии искусством красноречия ведала одна из девяти муз – «прекрасноголосая Калиоппа», дочь Зевса и Мнемозины (богини памяти). В честь Мнемозины назван целый раздел риторики – мнемоника (мемория), он посвящен правилам запоминания речи. Сама же Калиоппа изображалась прекрасной девой с навощенной табличкой и стилосом в руках. Эта Муза учила петь Ахилла и стала матерью легендарного певца и музыканта Орфея.

Мифические ораторы способны были заговорить, зачаровать волшебной речью и песней людей, животных и силы природы. Божественным голосом обладали губительные для моряков сирены, дочери богини трагедии Мельпомены.

Богиня слухов Осса звалась «дитя золотой надежды», поскольку была посредницей между Зевсом и людьми, часто сообщала божественные решения смертным. Мастерское владение словом в мифологии приравнивалось к колдовству, потому богиня ведовства Геката помогала людям в судебных делах защищать себя удачной речью.

В греческой мифологии также известен бог злословия Мом, который за злые сплетни о богах и людях был изгнан Зевсом с Олимпа. Из этого факта видно, что в уже ранней античности отрицательно относились к сплетням и злословью.

В Древней Греции риторикой ведали три богини: богиня убеждения Пейто, две богини Эриды (богини споров). Богиня Пейто была спутницей Афродиты и Гермеса, а вот Эриды были противоположны друг другу. Одна стремилась к гармонии, другая сеяла раздоры и несогласие, доводила любой спор до войны или убийства.

В римской культуре риторика изображалась в виде красивой женщины – богини искусств, одетой в дорогие одежды, на которых были вытканы фигура речи, она восседала на троне, окруженная божественным сиянием. Из её прекрасных уст росла лилия – символ красоты, а в руках она держала меч – символ грозного оружия. Рядом с этой богиней изображались лучшие ораторы Рима такие, как Вергилий и Цицерон.

В Японии с давних времён среди семи богов счастья был и Бенсай-тен – бог красноречия. Благодаря силе слова он способен был продлить жизнь, обогатить, даровать мудрость и богатство, защитить от зла и других неприятностей. Изображался Бенсай-тен человеком, сидящим на драконе или змее и играющим на музыкальном инструменте – биа.

Таким образом, с самых первых своих попыток осмыслить себя и окружающий мир человек уделял значительное внимание красоте и силе слова. Могуществом, красотой и глубинным знанием отличался каждый персонаж мифологии народов мира, связанный с искусством создания поэзии речи.