Четвертая фаза второй Англии (1161–1197).

Шел ХII век, время триумфа католицизма (непогрешимость папы, учение о папе как о наместнике Христа, продажа индульгенций, основание монастырей, зависимых только от папы, и т.д.). Но в Англии уже сказываются результаты 144-летия по отстранению церкви от власти.

Правда, Кларендонские конституции, где церковь фактически ставилась под контроль государства (1164), были отменены, «но, в сущности, победа осталась за королем. В течение всего его царствования назначение духовных лиц находилось на деле в его руках, и совет короля сохранял за собой надзор за духовным судом епископа» (Дж. Грин).

Наконец-то закон ставится выше самых высоких соображений, закон начинает действовать даже внутри королевской администрации, пресекаются произвол и коррупция. Феодалы-рыцари освобождались от военной службы государству. Она заменялась выплатой щитовых денег, на которые король нанимает ополчение. Политические права феодалов были сведены к минимуму, до уровня прав простых граждан.

Незнатное население страны тоже переживало удивительные превращения. Происходило своеобразное «раскрепощение» простого люда, обретение им гражданских прав.

На этом заканчивается имперская история шестого возраста. Имперская ткань плотная, почти без разрывов. Россия все глубже уходит в православие, Англия же противостоит католичеству в его стремлении поставить духовную власть выше светской. Человечество входит в период, когда концентрация имперского ритма будет высока как никогда. Но удивительным образом седьмой возраст человечества начинается с достаточно длинного безимперского периода. Легко догадаться, что этот период нужен был для свободного поиска в ритме Запада, родившего английский парламентаризм. Впрочем, уже в 1353 году вновь включаются имперские часы, и дальше циклы идут один за другим, переплетаясь самым чудесным образом. Человечество идет к пику исторических постижений.