Белое движение имело немало сторонников в различных слоях русского общества. Тем не менее белогвардейцы потерпели поражение в Гражданской войне.
Пояснение.
— отсутствие прочной социальной базы и поддержки со стороны крестьянства — подавляющей части населения;
— отсутствие четких политических целей;
— отсутствие единого военного руководства и явного лидера в белом движении;
— опора на помощь иностранных государств подрывала патриотичность лозунгов белых.
Первая четверть XVIII в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения петровских преобразований (приведите три объяснения).
1.на рубеже 17-18 века Россия сильно отставала от Европы.
2. слабая армия (флот, сухопутные войска)
3.слабый государственный аппарат.
4.слабо развитая экономика.
5. плохое образование
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
1) в подтверждение, например:
- в XVII в. в Архангельск приходило значительно меньше кораблей, чем в большинство европейских портов. Такая
ситуация во многом была обусловлена краткосрочностью навигации. Это свидетельствует о том, что внешние контакты
России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада;
- активность московской дипломатии была значительно ниже, чем внешнеполитическая активность большинства европейских стран;
- до 1710-х гг. Россия не смогла освоить производство современного вооружения, которым владели страны Запада
(оружие покупали за границей). Это свидетельствует об отсутствии тесных контактов с Западом, предполагающих заимствование производственных технологий;
2) в опровержение, например:
- крупные мануфактуры основывались иностранцами, что свидетельствует о заимствовании Россией передового опыта западноевропейских стран;
- началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому
образцу;
- в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы;
- происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые – светские – сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
«Правление императора Николая I характеризовалось реакционным курсом и стало одним из самых неудачных за всю историю династии Романовых».
Аргументы в подтверждение:
1) Кровавое подавление мятежа "анонов" (философов-циников) в 1741 году.
2) Повысил налоги на капчу.
Аргументы в опровержение:
1) Сумел стабилизировать экономическую ситуацию в стране с помощью облигаций.
2) реформировал армию: Cоздал первый "двачевский" легион.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
«Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».
1) в подтверждение, например
- земельная аристократия, боярство были оппозиционной силой, выступавшей против процесса централизации;
- ликвидация Старицкого удела положила конец удельной системе – пережитку периода раздробленности;
- разгром мятежного Новгорода покончил с сепаратизмом новгородцев;
- расправы с боярами покончили с оппозицией родовой аристократии;
- завершается формирование политически единого государства
2) в опровержение, например
- главным содержанием опричной политики стал террор не только против земельной аристократии, церковных иерархов, но всех недовольных политикой царя;
- настоящему разгрому подверглись территории, где сильны были позиции старинного боярства;
- опричная политика стала одной из причин поражения России в Ливонской войне;
- карательные походы на Тверь, Новгород привели к массовым расправам над их жителями;
- резко ухудшилось экономическое положение страны;
- опричнина ускорила процесс закрепощения крестьян
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
«Период руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества».
Главный плюс деятельности Л.И.Брежнева в том, что, пожалуй, впервые (и в последний раз) за историю СССР гражданам страны дали возможность пожить спокойно - два десятилетия прошли без потрясений, реформ, войн. Это же и главный минус - экономика страны безнадежно отстала от мировой.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
«"Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" от 19 февраля 1861 г. соответствовало интересам помещиков, а не крестьян». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Потвердить: 1) Что бы получить полную крестьяне должны были заплатить гос-ву некоторую сумму денег, до того как сумма будет выплачена они считались временно обязанными.
2) Гос-во платило помещикам за крестьян и обязывало тех же крестьян отдавать эти деньги с пронцетами в течении большого периуда времени. (Сомневаюсь что это подходит, поэтому еще третий пункт)
3) За выкуп крестьяне получали очень мало земли, катострофически мало (что уж говорить о земле за бесплатное освобождение)
Опровергнуть: 1)крестьяне получили свободу
2)крестьяне могли бесплатно освободится
3)крестьяне получали землю за освобождение
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
«Несмотря на поражение в войне, подписание Парижского трактата в 1856 г. имело благоприятные последствия для развития России».
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества - подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».
1) в подтверждение, например:
- Орда помогала Руси в противостоянии с Западом, при этом не посягая на православные религиозные начала;
- под влиянием Орды сформировались начала самодержавной власти, позволившие преодолеть удельную раздробленность;
- через Орду осуществлялись культурные и торговые связи с Востоком;
2) в опровержение, например:
- в результате постоянных набегов разорялись русские земли;
- русские земли были обложены тяжёлой данью;
- зависимость от Орды препятствовала контактам Руси с Европой.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».
1) в подтверждение, например:
- реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли);
- Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;
- при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд;
- реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу;
- переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе;
- столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель;
- в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;
- выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;
- реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить род деятельности;
2) в опровержение, например:
- выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов;
- многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися;
- реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися;
- разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде.
Ниже указаны две точки зрения на роль Государственной Думы Российской империи в 1906-1907 гг. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
1. Государственная Дума Российской империи первого и второго созывов являлась полноценным законодательным органом, реально осуществлявшим власть в стране.
2. Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора.
Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной?
Аргументы:
при выборе первой точки зрения может быть сказано, что Государственная Дума осуществляла ряд важных полномочий, характерных для законодательных органов, например:
- в Манифесте 17 октября 1905 г. и в «Основных государственных законах» декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной Думой:
- Введен государственный бюджет:
- имела право делать запрос различным должностным лицам:
- могла выступать с законодательной инициативой:
- утверждала штаты и сметы различных ведомств:
- утверждала отчет Государственного контроля:
при выборе второй точки зрения может быть сказано, что полномочия думы были весьма ограничены, так как:
- реальную силу законы получали после утверждения их императором:
- император, как и прежде, назначал и смещал министров:
- министры были ответственны перед императором, а не перед Думой:
- прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики:
- 87-я статья «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона:
- важные статьи бюджета (расходы Синода и основных министерств - императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ведения Думы:
в Основных государственных законах указывалось, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Используя исторические знания, приведите аргументы, подтверждающие данную оценку, и аргументы, опровергающие её.
«Победа красных в Гражданской войне объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».
1. В подтверждение, например:
- отсутствие единства взглядов и программ в лагере противников большевиков;
- белые выдвинули устаревшие лозунги, что оттолкнуло от их движения крестьян;
- отсутствие явного лидера в белом движении;
- использование помощи иностранных держав подрывало патриотичность лозунгов белых.
2. В опровержение, например:
- строгая дисциплина внутри большевистской партии;
- на сторону большевиков перешли крестьяне (значительная часть населения страны);
- на стороне большевиков выступало большинство рабочих;
- армия поддержала большевиков.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
«Внутренняя политика Александра III создала условия для успешного развития страны».
1. В подтверждение, например:
- Александр III вывел страну из политического кризиса, вызванного событиями 1 марта 1881 г.;
- в его царствование Россия не участвовала в военных конфликтах, за что император получил прозвание «Миротворец»;
- Александр III поощрял развитие национальной промышленности;
- с 1884 г. стало увеличиваться число церковно-приходских школ, что способствовало распространению грамотности среди населения.
2. В опровержение, например:
- восстановление полицейской власти помещиков над крестьянами (учреждение должности земских начальников);
- ограничение прав земств и увеличение представительства в них дворян (земская контрреформа);
- усиление полицейского надзора в стране (принятие «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»);
- «отчуждение» большинства населения от среднего образования (циркуляр о «кухаркиных детях»), контрреформа высшего образования.
Высказывается следующая оценка состояния России до начала её модернизации Петром I. Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.
«Россия XVII в. была страной, в которой продолжали господствовать средневековые черты в экономической и культурной жизни страны, и только гением Петра она смогла начать подтягиваться до уровня развитых стран западной Европы»