Система основных топов («общих мест»)
1. Определение.
2. Род и вид.
3. Разновидности.
4. Часть и целое.
5. Сходство.
6. Различие.
7. Происхождение.
8. Причина.
9. Следствие.
10. Сравнение.
11. Свойства.
12. Обстоятельства.
13. Пример и свидетельство.
14. Имя.
15. Предыдущее и последующее.
Каждому речевому жанру свойствен свой набор общих мест. Например, любой текст поздравительной открытки содержит такие общие места, как 1) обращение; 2) поздравление; 3) пожелание; 4) подпись. Составитель такого текста может его дополнять, разнообразить конкретное содержание каждой части, делать текст адресным и оригинальным, но он вряд ли обойдёт перечисленные общие места.
Классическая риторика учит разрабатывать содержание речи с опорой на систему топов. Для разработки содержания речи следует
1) осмыслить предмет речи;
2) решить, какие модели приемлемы для рассмотрения данного предмета;
3) отобрать оптимальное количество топов;
4) расположить топы в нужной последовательности (диспозиция).
Инвенция учит составлять риторическую схему речи. Это не вполне упорядоченная модель, которая предшествует составлению плана. Однако она весьма полезна для того, чтобы набрать как можно больше идей о предмете речи. На следующем этапе работы оратор решит, какие из изобретённых идей будут полезны для оформления содержания речи, а какие стоит оставить за рамками текста.
Например, рассмотрим работу по составлению схемы речи на тему «Что есть демократия?». Для начала напишем ключевое понятие темы в середине чистого листа. Далее обратимся к перечню топов. Какие из них пригодны для рассуждения о демократии? Перечислим их вокруг ключевого понятия, используя стрелки.