Система основных топов («общих мест»)

1. Определение.

2. Род и вид.

3. Разновидности.

4. Часть и целое.

5. Сходство.

6. Различие.

7. Происхождение.

8. Причина.

9. Следствие.

10. Сравнение.

11. Свойства.

12. Обстоятельства.

13. Пример и свидетельство.

14. Имя.

15. Предыдущее и последующее.

Каждому речевому жанру свойствен свой набор общих мест. Например, любой текст поздравительной открытки содержит такие общие места, как 1) обращение; 2) поздравление; 3) пожелание; 4) подпись. Составитель такого текста может его дополнять, разнообразить конкретное содержание каждой части, делать текст адресным и оригинальным, но он вряд ли обойдёт перечисленные общие места.

Классическая риторика учит разрабатывать содержание речи с опорой на систему топов. Для разработки содержания речи следует

1) осмыслить предмет речи;

2) решить, какие модели приемлемы для рассмотрения данного предмета;

3) отобрать оптимальное количество топов;

4) расположить топы в нужной последовательности (диспозиция).

Инвенция учит составлять риторическую схему речи. Это не вполне упорядоченная модель, которая предшествует составлению плана. Однако она весьма полезна для того, чтобы набрать как можно больше идей о предмете речи. На следующем этапе работы оратор решит, какие из изобретённых идей будут полезны для оформления содержания речи, а какие стоит оставить за рамками текста.

Например, рассмотрим работу по составлению схемы речи на тему «Что есть демократия?». Для начала напишем ключевое понятие темы в середине чистого листа. Далее обратимся к перечню топов. Какие из них пригодны для рассуждения о демократии? Перечислим их вокруг ключевого понятия, используя стрелки.