Педагогика как наука о воспитании. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики. Структура педагогической науки и ее основные отрасли.
Каждое поколение людей, осознающих себя как общество, вынуждено решать следующие задачи:
· Осваивать опыт предыдущих поколений;
· Критически его осмысливать в зависимости от изменившихся условий;
· Обогощать его и приумножать;
· Сохранять этот опыт на различных носителях;
· Передавать его последующим поколениям.
Помогать людям решать эти задачи и призвана такая наука как педагогика.
Педагогика («детовождение» - греч.) – это наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшим поколением социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Исторически педагогика сложилась как наука о воспитании. В начале XVII в. она была вычленена из системы философских знаний английским философом и естествоиспытателем Ф. Беконом, который в труде «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.), выделяет педагогику в качестве отдельной науки.
А в конце XVII в. Ян Амос Коменский излагает основы научной педагогики в своём труде «Великая дидактика».
Объект педагогики – это система педагогических явлений, связанных с развитием человека. Таким явлением можно назвать образовательный процесс.
Предмет педагогики – закономерные связи между внутренним миром, автивностью человека и факторами, на него воздействующими (Ведерникова Л.В.): природные, социальные и целенаправленной организации деятельности (воспитание и обучение).
Однако по вопросу предмета педагогики до сих пор не существует единого мнения. Наиболее характерные точки зрения следующие - «воспитательная деятельность, осуществляемая в образовательном учреждении» (И.П. Подласый); «образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социально-культурных институтах (В.А. Сластенин); «воспитание» (П.И. Пидкасистый); «воспитательные отношения» (А.С. Макаренко), «образование как целостный педагогчиеский процесс...: социализации, индивидуализации, воспитания, обучения, развития» (Н.Ф. Голованова).
Педагогику можно рассматривать и как науку об управлении взаимодействием людей по организации совместной деятельности (учителей и учеников, учеников между собой, учеников и других людей общества). И тогда эффективной будет та педагогика, которая решает основную функцию управления – устойчивость по предсказуемости. Устойчивость объекта управления (например, всего человеческого общества) в смысле предсказуемости поведения (что будет в будущем) в определённой мере (система описана чётко, определена как можно более полно, закодирована ясно) под воздействием: 1) внешней среды (биосфера, техносфера); 2) внутренних изменений (внутри общества); 3) управления. Если система не предсказуема, то управлять ею невозможно в принципе. В последнее время появилось целое направление – образование для устойчивого развития общества, государства и вцелом планеты Земля.
Основных функций педагогики как науки три из которых следуют решаемые ею задачи
– аналитическая - теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания; анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта,
- проективно-конструктивная - разработка новых педагогических технологий, систем, основ инновационной педагогической деятельности; применение результатов педагогчиеских исследований в практике; научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами,
- прогностическая - обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания и эффективного управления образованием.
К актуальным проблемампедагогики сегодняшнего дня можно отнести –усиление роли духовно-нравственного воспитания; переход от репродуктивного обучения к продуктивному – овладение методологической культурой познания (умение учиться); образование в течение всей жизни; переход к инклюзивному образованию; воспитание в духе толерантности; усиление роли этнопедагогики (воспитание в русле народной культуры). Но самой фундаментальной проблемой является смена образовательной методологии, переход от личностно-отчужденной к личностно-центрированной методологии, которая подразумевает равноправные субъект-субъектные отношения между всеми участниками образовательного процесса (Э.Н. Гусинский). На практике это означает переход к открытым гуманистическим образовательным система.
№ | Критерии для сравнения | Личностно-отчуждённая методология | Личностно-центрированная методология |
Предметное содержание образования. | Текст, в котором всё разъяснено и понятно, учебник, который пересказывает догмы наук. | Оригинальный текст, первоисточник. | |
Стиль взаимодействия участников образовательного процесса | Субъект-объектные взаимодействия. Ученик объект более или менее изощренного педагогического воздействия. | Субъект-субъектные взаимодействия. Ученик - субъект образовательного взаимодействия. | |
Организация образовательной среды | Взаимодействие со средой жёстко регламентировано: во времени – уроком, в пространстве – кабинетом. Среда соответствует утверждённым программам и не находится в открытом для учеников доступе. | Взаимодействие со средой обусловлено интересом и потребностями ученика. Среда активизирующая, поддерживает учение, стимулирует вопросительное отношение к миру и творческий поиск ответов на возникающие вопросы. |
Изменение социо-культурной ситуации вцелом на планете так же влияет и на педагогику, предъявляя к ней новые требования, в частности важнейшим сегодня является запрос общества на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и это тоже является важнейшей проблемой педагогической науки, которая раньше перед ней не ставилась.
К характеристикам образования на современном этапе информационного постиндустриального общества можно отнести:
· включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;
· опору на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;
· многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;
· смену основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации.
Мировое сообщество должно осознать, что информацией и знаниями необходимо управлять. Знание – сила (Ф. Бэкон), но оно не должно носить разрушительный характер. По мнению современных ученых для решения насущных проблем человеческила (Ф. Бэкон), но оно не должно носить разрушительный характер. По мнению современных ученых для решения насущных проблем человеческой цивилизации необходимо следующее:
1. Создавать равные условия в получении знаний всем слоям населения для исключения резких диспропорций.
2. Проектировать и внедрять мтеодологии и методики, направленные на повышение эффективности обучения.
3. Вооружать людей знаниями проведения исследований, анализа, генерации новых информаций и знаний.
4. Усилить социально-психологическую и гуманитарную составляющую знаний.
5. Сменить парадигму функционирования общества от материальной к духовной, т.е. перейти от пароизводства товаров и услуг, к производству Человека.
Решение этих глобальных задач лежит в русле педагогики.
Педагогика тесно связана с другими науками, так как заимствует у них научные идеи, теоретические положения, практические выводы, использует данные, полученные другими науками и участвует в комплексных исследованиях человека. В первую очередь к таким наукам следует отнести – социологию и психологию, а также – философию, анатомию, политологию, экономику, медицинские науки и др.
Педагогика имеет следующие основные категории (базисные педагогические понятия) – образование, воспитание и обучение, а также основные междисциплинарные – формирование, социализация и развитие.