Информационно-коммуникативные технологии.
Лекция-визуализация (используется при изучении разделов).
Семинар-презентация (используется при изучении разделов).
Средства текущего контроля: выступления студентов в ходе семинара (участие в дискуссии, аргументация выдвигаемых положений), подготовка домашних заданий, индивидуальное собеседование, подготовка презентаций, тестирование.
Примеры тестовых заданий
Вариант 1
1) Значение слова «философия»:
а) житейская мудрость;
б) глубокое знание;
в) любовь к мудрости;
г) познание мира.
2) Главная проблема, которой занимались первые греческие философы:
а) проблема человека;
б) первоначала;
в) бога;
г) красоты.
3) Исторический период, в котором философия рассматривалась как «наука всех наук»
а) Средние века
б) Античность
в) Новое время
г) Советский период
4) Платон был:
а) материалистом;
б) релятивистом;
в) субъективным идеалистом;
г) объективным идеалистом.
5) Представитель средневековой философии:
а) Фома Аквинский;
б) Гераклит Эфесский;
в) Марк Аврелий;
г) Парменид Элейский.
6) Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
а) антропоцентризм;
б) гуманизм;
в) теоцентризм;
г) сциентизм.
7) Философское направление, считающее источником знания научно организованный опыт или эксперимент:
а) иррационализм;
б) пантеизм;
в) эмпиризм;
г) сенсуализм.
8) Основоположником немецкой классической философии является:
а) Г.В.Ф. Гегель;
б) И. Кант;
в) Г. Лейбниц;
г) И.Г. Фихте.
9) Течение русской философской мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого:
а) почвенничество;
б) космизм;
в) космополитизм;
г) всеединство.
10) Течение в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания и выдвигающее на первый план волю, интуицию, воображение, «бессознательное» и т. п.:
а) иррационализм;
б) сциентизм;
в) прагматизм;
г) релятивизм.
11) Экзистенциализм – это
а) философия развития;
б) философия общего дела;
в) философия долга;
г) философия существования.
12) Учение о бытии называется:
а) гносеология;
б) онтология;
в) диалектика;
г) аксиология.
13) Атрибуты материи – это
а) сила и тяготение;
б) пространство и время;
в) энергия и теплота;
г) движение и покой.
14) Философская концепция, утверждающая, что первично что-то одно – мышление или бытие:
а) монизм;
б) плюрализм;
в) дуализм;
г) релятивизм.
15) Всеобщее учение о развитии называется:
а) метафизикой;
б) диалектикой;
в) эклектикой;
г) гносеологией.
16) Общенаучный метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок:
а) синтез;
б) аналогия;
в) индукция;
г) дедукция.
17) Мир принципиально непознаваем, утверждает
а) материализм;
б) рационализм;
в) солипсизм;
г) агностицизм.
18) Термин, обозначающий процесс возникновения человека и общества:
а) антропоморфизм;
б) антропосоциогенез;
в) антропонимика;
г) антропософия.
19) Выделение стадий, эпох в развитии всемирной истории характерно для:
а) плюралистического подхода;
б) цивилизационного подхода;
в) формационного подхода;
г) концепции исторического круговорота.
20) Неправительственная организация, основанная А.Печчеи и занимающаяся исследованием и поиском решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством –
а) Римский клуб;
б) ООН;
в) Гринпис;
г) Союз охраны природы.
Вопросы для подготовки к экзамену.
- Философия, ее предмет, метод, функции.
- Мифология, религия, философия как исторические типы мировоззрения, их особенности.
- Возникновение философии. Специфика философского знания. Соотношение философии и науки.
- Идеализм и материализм как основные виды философского мировоззрения.
- Философские идеи Древней Индии.
- Философия Древнего Востока.
- Античная философия: основные направления, школы, этапы развития, особенности.
- Сократ о сущности знания, его философский метод.
- Теория идей в философии Платона. Объективный идеализм.
- «Метафизика» Аристотеля. Материя и форма. Учение о четырех причинах. Детерминизм. Логическое учение Аристотеля.
- Проблемы человека и общества в античной философии.
- Философия средневековья: патристика, схоластика, спор реализма и номинализма.
- Философские взгляды Фомы Аквинского.
- Философские учения эпохи Возрождения. Н. Кузанский. Дж. Бруно.
- Проблема субстанции и научного метода в философии Нового времени.
- Эмпиризм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон).
- Рационализм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Р. Декарт).
- Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.
- Философия Дж. Беркли. Сущность субъективного идеализма.
- Философия Д. Юма. Скептицизм и агностицизм.
- Философия французских материалистов XVIII в. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро.
Сущность деизма.
- Трансцендентальная философия И. Канта.
- Этика И. Канта. Максимы, гипотетический и категорический императивы.
- Система и метод в философии Г. Гегеля. Диалектический идеализм.
- Гегелевская философия истории.
- Философия Л. Фейербаха. Сущность антропологического материализма.
- Философские взгляды К. Маркса. Концепция отчуждения человека.
- Материалистическая диалектика и учение о социально-исторической практике.
- Основной вопрос философии в работе Ф. Энгельса «Л. Фейербах и конец
классической немецкой философии».
- Позитивизм и его исторические формы.
- Антропоморфизация и иррационализм в философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
- Основные идеи учения З. Фрейда о человеке.
- Экзистенциализм. Философия о жизни, смысле жизни человека, его место в мире.
- Феноменология Э. Гуссерля.
- Философская герменевтика.
- Особенности и исторические этапы развития русской философии.
- Русская религиозная философия (В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев, С.Н.
Булгаков, Л.Н. Толстой).
- Славянофильство и западничество в русской философии.
- Русский космизм (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
- Категория «бытие» в истории философии. Философский смысл и структура бытия.
- Движение как способ существования бытия.
- Пространство и время как формы существования бытия. Философские и
естественнонаучные концепции пространства и времени.
- Материальное бытие. Понятие «материя», основные свойства материи.
- Духовное (идеальное) бытие. Понятие сознания.
- Происхождение и сущность сознания. Творческая природа сознания. Сознательное и
бессознательное.
- Основные концепции развития (метафизика, диалектика, синергетика).
- Структурная связь. Категории «часть» и «целое»; «общее», «единичное», «особенное»; «содержание» и «форма». Элемент и система; сущность и явление.
- Сущность детерминизма. Категории «причина» и «следствие»; «необходимость» и «случайность»; «возможность» и «действительность».
- Основные законы диалектики.
- Гносеология. Ступени и формы познания. Чувственное и рациональное познание.
- Истина и заблуждение. Основные теории истины. Абсолютная и относительная
истина. Проблема критериев истины в философии.
- Методы и формы научного познания. Эмпирическое и теоретическое познание.
Гипотеза и теория. Достоверное и вероятное знание.
- Социальная философия. Общество как объект философского анализа.
- Структура общества. Основные сферы общества.
- Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Материальные основы жизни общества и человека.
- Духовная жизнь общества. Место общественного сознания в духовной жизни
общества.
- Общественное сознание и его структура. Социальная психология и идеология.
- Моральные ценности и их роль в жизни общества и человека.
- Гуманизм: понятие и исторические формы.
- Философские традиции исследования человека.
- Комплексный характер антропогенеза. Философский смысл понятия «человек».
- Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».
Социализация и индивидуализация.
- Личность и общество. Свобода и ответственность личности.
- Исторический процесс как социальный прогресс. Критерии социального развития.
- Концепции исторического процесса: теория общественно-экономических формаций
К. Маркса, концепции локальных цивилизаций А. Тойнби, теория социокультурных
систем П. Сорокина, технократические концепции.