Информационно-коммуникативные технологии.

Лекция-визуализация (используется при изучении разделов).

Семинар-презентация (используется при изучении разделов).

Средства текущего контроля: выступления студентов в ходе семинара (участие в дискуссии, аргументация выдвигаемых положений), подготовка домашних заданий, индивидуальное собеседование, подготовка презентаций, тестирование.

Примеры тестовых заданий

Вариант 1

1) Значение слова «философия»:

а) житейская мудрость;

б) глубокое знание;

в) любовь к мудрости;

г) познание мира.

2) Главная проблема, которой занимались первые греческие философы:

а) проблема человека;

б) первоначала;

в) бога;

г) красоты.

3) Исторический период, в котором философия рассматривалась как «наука всех наук»

а) Средние века

б) Античность

в) Новое время

г) Советский период

4) Платон был:

а) материалистом;

б) релятивистом;

в) субъективным идеалистом;

г) объективным идеалистом.

5) Представитель средневековой философии:

а) Фома Аквинский;

б) Гераклит Эфесский;

в) Марк Аврелий;

г) Парменид Элейский.

6) Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

а) антропоцентризм;

б) гуманизм;

в) теоцентризм;

г) сциентизм.

7) Философское направление, считающее источником знания научно организованный опыт или эксперимент:

а) иррационализм;

б) пантеизм;

в) эмпиризм;

г) сенсуализм.

8) Основоположником немецкой классической философии является:

а) Г.В.Ф. Гегель;

б) И. Кант;

в) Г. Лейбниц;

г) И.Г. Фихте.

9) Течение русской философской мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого:

а) почвенничество;

б) космизм;

в) космополитизм;

г) всеединство.

 

10) Течение в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания и выдвигающее на первый план волю, интуицию, воображение, «бессознательное» и т. п.:

а) иррационализм;

б) сциентизм;

в) прагматизм;

г) релятивизм.

11) Экзистенциализм – это

а) философия развития;

б) философия общего дела;

в) философия долга;

г) философия существования.

12) Учение о бытии называется:

а) гносеология;

б) онтология;

в) диалектика;

г) аксиология.

13) Атрибуты материи – это

а) сила и тяготение;

б) пространство и время;

в) энергия и теплота;

г) движение и покой.

14) Философская концепция, утверждающая, что первично что-то одно – мышление или бытие:

а) монизм;

б) плюрализм;

в) дуализм;

г) релятивизм.

15) Всеобщее учение о развитии называется:

а) метафизикой;

б) диалектикой;

в) эклектикой;

г) гносеологией.

16) Общенаучный метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок:

а) синтез;

б) аналогия;

в) индукция;

г) дедукция.

17) Мир принципиально непознаваем, утверждает

а) материализм;

б) рационализм;

в) солипсизм;

г) агностицизм.

18) Термин, обозначающий процесс возникновения человека и общества:

а) антропоморфизм;

б) антропосоциогенез;

в) антропонимика;

г) антропософия.

19) Выделение стадий, эпох в развитии всемирной истории характерно для:

а) плюралистического подхода;

б) цивилизационного подхода;

в) формационного подхода;

г) концепции исторического круговорота.

20) Неправительственная организация, основанная А.Печчеи и занимающаяся исследованием и поиском решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством –

а) Римский клуб;

б) ООН;

в) Гринпис;

г) Союз охраны природы.

Вопросы для подготовки к экзамену.

  1. Философия, ее предмет, метод, функции.
  2. Мифология, религия, философия как исторические типы мировоззрения, их особенности.
  3. Возникновение философии. Специфика философского знания. Соотношение философии и науки.
  4. Идеализм и материализм как основные виды философского мировоззрения.
  5. Философские идеи Древней Индии.
  6. Философия Древнего Востока.
  7. Античная философия: основные направления, школы, этапы развития, особенности.
  8. Сократ о сущности знания, его философский метод.
  9. Теория идей в философии Платона. Объективный идеализм.
  10. «Метафизика» Аристотеля. Материя и форма. Учение о четырех причинах. Детерминизм. Логическое учение Аристотеля.
  11. Проблемы человека и общества в античной философии.
  12. Философия средневековья: патристика, схоластика, спор реализма и номинализма.
  13. Философские взгляды Фомы Аквинского.
  14. Философские учения эпохи Возрождения. Н. Кузанский. Дж. Бруно.
  15. Проблема субстанции и научного метода в философии Нового времени.
  16. Эмпиризм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон).
  17. Рационализм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Р. Декарт).
  18. Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.
  19. Философия Дж. Беркли. Сущность субъективного идеализма.
  20. Философия Д. Юма. Скептицизм и агностицизм.
  21. Философия французских материалистов XVIII в. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро.

Сущность деизма.

  1. Трансцендентальная философия И. Канта.
  2. Этика И. Канта. Максимы, гипотетический и категорический императивы.
  3. Система и метод в философии Г. Гегеля. Диалектический идеализм.
  4. Гегелевская философия истории.
  5. Философия Л. Фейербаха. Сущность антропологического материализма.
  6. Философские взгляды К. Маркса. Концепция отчуждения человека.
  7. Материалистическая диалектика и учение о социально-исторической практике.
  8. Основной вопрос философии в работе Ф. Энгельса «Л. Фейербах и конец

классической немецкой философии».

  1. Позитивизм и его исторические формы.
  2. Антропоморфизация и иррационализм в философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
  3. Основные идеи учения З. Фрейда о человеке.
  4. Экзистенциализм. Философия о жизни, смысле жизни человека, его место в мире.
  5. Феноменология Э. Гуссерля.
  6. Философская герменевтика.
  7. Особенности и исторические этапы развития русской философии.
  8. Русская религиозная философия (В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев, С.Н.

Булгаков, Л.Н. Толстой).

  1. Славянофильство и западничество в русской философии.
  2. Русский космизм (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
  3. Категория «бытие» в истории философии. Философский смысл и структура бытия.
  4. Движение как способ существования бытия.
  5. Пространство и время как формы существования бытия. Философские и

естественнонаучные концепции пространства и времени.

  1. Материальное бытие. Понятие «материя», основные свойства материи.
  2. Духовное (идеальное) бытие. Понятие сознания.
  3. Происхождение и сущность сознания. Творческая природа сознания. Сознательное и

бессознательное.

  1. Основные концепции развития (метафизика, диалектика, синергетика).
  2. Структурная связь. Категории «часть» и «целое»; «общее», «единичное», «особенное»; «содержание» и «форма». Элемент и система; сущность и явление.
  3. Сущность детерминизма. Категории «причина» и «следствие»; «необходимость» и «случайность»; «возможность» и «действительность».
  4. Основные законы диалектики.
  5. Гносеология. Ступени и формы познания. Чувственное и рациональное познание.
  6. Истина и заблуждение. Основные теории истины. Абсолютная и относительная

истина. Проблема критериев истины в философии.

  1. Методы и формы научного познания. Эмпирическое и теоретическое познание.

Гипотеза и теория. Достоверное и вероятное знание.

  1. Социальная философия. Общество как объект философского анализа.
  2. Структура общества. Основные сферы общества.
  3. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
  4. Материальные основы жизни общества и человека.
  5. Духовная жизнь общества. Место общественного сознания в духовной жизни

общества.

  1. Общественное сознание и его структура. Социальная психология и идеология.
  2. Моральные ценности и их роль в жизни общества и человека.
  3. Гуманизм: понятие и исторические формы.
  4. Философские традиции исследования человека.
  5. Комплексный характер антропогенеза. Философский смысл понятия «человек».
  6. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

Социализация и индивидуализация.

  1. Личность и общество. Свобода и ответственность личности.
  2. Исторический процесс как социальный прогресс. Критерии социального развития.
  3. Концепции исторического процесса: теория общественно-экономических формаций

К. Маркса, концепции локальных цивилизаций А. Тойнби, теория социокультурных

систем П. Сорокина, технократические концепции.