Особенности правового режима международных рек и озер.

Международными реками в широком смысле этого слова называют все реки, протекающие по территории двух и более государств. Вместе с тем, в научной литературе принято собственно международными считать только судоходные реки, имеющие выход к морю (Мировому океану). Несудоходные реки, протекающие по территории нескольких государств, называются трансграничными, если же река разделяет два государства и по ней проходит государственная граница, она называется пограничной. Известна также классификация международных рек в соответствии с установленным на них режимом, которая включает в себя собственно международные реки (управляемые непосредственно специальными комиссиями) и реки международного значения (находятся под контролем таких комиссий, состоящих только из представителей прибрежных государств либо включающих представителей неприбрежных стран)1.

С точки зрения международного права основным объектом правового регулирования является такой вид использования международных рек, как речное судоходство. Еще в 1914 году Парижский мирный договор провозгласил свободу судоходства по Рейну, аналогичный договор 1956 года установил свободу судоходства по Дунаю. В 1915 году Венский конгресс закрепил принцип свободы судоходства по европейским международным рекам, а в 1885 году Генеральный акт Берлинской конференции установил свободу торгового судоходства по двум африканским рекам - Конго и Нигеру. Уже после Первой мировой войны принцип свободы судоходства для всех государств был распространен на такие реки, как Буг, Висла, Влтава, Неман, Одер, Эльба. Среди универсальных международных договоров в данной области можно назвать такие, как Барселонский Статут о режиме судоходных путей международного значения 1921 года, Женевскую конвенцию 1923 года о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, Хельсинские правила использования вод международного значения (разработаны и приняты Ассоциацией международного права в 1966 году), Принципы сотрудничества в области трансграничных вод 1989 года, Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года. Наиболее известными региональными договорами о режиме международных рек являются Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года, Соглашение о сотрудничестве в совместном использовании реки Нигер 1963 года и ряд других.

Анализ указанных соглашений позволяет выделить некоторые общие принципы, касающиеся правового режима международных рек. Во-первых, контроль за судоходством на таких реках осуществляется специально созданными комиссиями, статус которых определяется многосторонними договорами с участием всех заинтересованных государств. Во-вторых, этими соглашениями провозглашается свобода торгового (мирного) судоходства для судов всех государств - как прибрежных, так и неприбрежных. В-третьих, плавание военных судов неприбрежных государств запрещено, а плавание военных судов прибрежных государств за пределами своего участка реки допускается только по специальному разрешению заинтересованного государства. В-четвертых, санитарные и иные административные правила судоходства на международных реках должны применяться без какой-либо дискриминации по мотивам национальности судов. В-пятых, прибрежные государства вправе взимать с судов навигационные сборы исключительно в целях покрытия своих расходов, связанных с обеспечением судоходства.

Общий принцип, характеризующий свободу судоходства на международных реках, можно сформулировать следующим образом. Каждое прибрежное государство изначально имеет право судоходства на любом участке реки на всем ее протяжении без каких-либо специальных условий, то есть ipso facto. Все остальные (неприбрежные) государства вправе пользоваться свободой судоходства по реке только на основании специального международного договора.

Наиболее крупными реками, имеющими огромное значение для международного судоходства, являются Нил (его протяженность более 6,5 тысяч километров, протекает по территории семи африканских государств), Дунай, Рейн, Днепр, Конго, Нигер, Амазонка (протекает по территории пяти южноамериканских государств), Евфрат, Меконг (протекает по территории шести азиатских государств) и другие.

Помимо судоходства, использование международных рек включает в себя ирригацию, рыболовство, строительство гидроэлектростанций, лесосплав, сброс промышленных отходов, речной туризм и т. д. Нетрудно видеть, что, как и в случае с судоходством, интересы всех прибрежных государств при любом использовании реки тесно взаимосвязаны. Поэтому общий принцип, положенный в основу правового регулирования перечисленных видов использования международных рек - равенство всех прибрежных государств, справедливый учет их интересов. В большинстве случаев государства, находящиеся выше по течению реки, находятся в более предпочтительном положении (возможность распределять водные ресурсы, защищенность от экологического вреда и т. п.). По общему правилу, каждое прибрежное государство должно осуществлять промышленное использование международной реки таким образом, чтобы не нанести ущерб интересам других государств. Например, согласно принятой в 1923 году Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, любые работы на реке, которые могут повлечь последствия на территории другого государства, могут проводиться только по специальному соглашению всех заинтересованных сторон. Хельсинские правила 1966 года гласят, что при ирригационном использовании реки каждое государство бассейна имеет право на разумную и справедливую долю вод.

В связи с тем, что любая международная река представляет собой сложную экосистему, актуальным является сотрудничество государств в области предотвращения загрязнения речных вод и борьбы с его последствиями. Каждое прибрежное государство обязано воздерживаться от таких форм и способов загрязнения реки, которые могут нанести ущерб другому государству. В противном случае пострадавшее государство имеет право на компенсацию вреда в полном объеме. Соответствующие положения закреплены во многих двусторонних и региональных международных соглашениях.

Что касается международных озер, то их статус регулируется исключительно посредством локальных международных договоров, участниками которых являются прибрежные государства. Сейчас в мире существуют более 100 озер, по которым проходит государственная граница. Например, Чудское озеро разделяет Россию и Эстонию, Боденское озеро - Германию, Австрию и Швейцарию, Женевское озеро окружено Швейцарией и Францией, ряд пограничных озер есть на американо-канадской границе. В каждом случае правовой режим судоходства, рыболовства и других видов использования озера определяется специальным соглашением. В большинстве случаев международные озера закрыты для свободного пользования третьими государствами. Вместе с тем, режим отдельных международных озер включает свободу судоходства для судов всех заинтересованных государств. Такими озерами являются Великие озера, по которым проходит часть государственной границы между США и Канадой, и некоторые озера в бассейне реки Святого Лаврентия (Северная Америка).

return false">ссылка скрыта

В доктрине международного права существует точка зрения на особую правовую природу международных озер. В частности, высказывается мнение о недопустимости какого-либо использования озера без предварительного согласия всех приозерных государств и даже о режиме кондоминиума (совместного использования) международных озер. Как уже отмечалось, в этой области лежит проблема определения правового статуса Каспия, который некоторыми государствами считается пограничным озером. Однако на сегодняшний день нет оснований говорить об озерном праве как самостоятельном институте международного права. На практике не сложилось ни договорных, ни общепринятых обычных норм универсального значения, которые закрепляли бы единые принципы статуса международных озер.