Качественная характеристика персонала

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика персонала. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Качественные характеристики персонала - совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Всю совокупность качественных характеристик персонала можно условно разделить на:

- способности (уровень образования, объем полученных знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере профессиональной деятельности, с определенным видом продукта или услуг, профессиональные навыки сотрудничества и взаимопомощи, опыт работы в условиях комплексных программ и т.п.);

- мотивации (сфера профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, стремление к власти, готовность к дополнительной ответственности и дополнительным нагрузкам и т.п.);

- свойства (способность воспринимать определенный уровень физ., психических или интеллектуальных нагрузок, способность концентрации внимания, памяти и др. личностные свойства, необходимые для выполнения какой-либо работы).

Проведенные исследования позволяют выделить четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности:

а) Профессиональные знания:

общие профессиональные знания; знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности; знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.

б) Деловые качества:

дисциплинированность, ответственность; честность, добросовестность; компетентность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность.

в) Индивидуально психологические качества:

мотивационная направленность; уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая устойчивость; внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение); память (долговременная, оперативная); мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению); гибкость в общении, стиль межличностного поведения; склонность к злоупотреблению алкоголем (наркотиками).

г) Психофизиологические качества:

выносливость, работоспособность; острота зрения, глазомер; острота слуха, дифференциация звука; дифференциация запаха; простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).

Приведенный список профессионально важных качеств является ориентировочным. При проведении исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или, при необходимости, специально формируется новый перечень качеств.

Вторая группа нравственная характеристика - совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей.

Третья группа показателей оценки – личностные качества: дисциплинированность, наличие навыков, коммуникативные особенности, организаторские способности, самообладание, самоуправление, уверенность в себе, адекватная самооценка, добросовестность, оперативность, творческая активность. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, которые были сформулированы ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности.[38]

При прохождении преддипломной практики в ООО «Газпром трансгаз Уфа» было проведено небольшое анкетирование среди специалистов для выявления качественной характеристики персонала.

Анкета состояла из нижеследующих вопросов:

1) Семейное положение – а) замужем; б) женат;

2) Состояние здоровья – а) удовлетворительное; б) неудовлетворительное;

3) Образование – а) высшее; б) средне-специальное; в) среднее;

4) Знание иностранного языка – а) профессиональное; б) разговорное; в) начальное;

5) Желание обучаться/повысить квалификацию – а) есть; б) нет.

На предприятии трудовой деятельностью занимаются 1249 специалистов.

Результаты анкетирования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты анкетирования.

Вопросы анкеты Количество специалистов
1) Семейное положение: а) замужем; б) женат;       5 - холост

 

 

Продолжение таблицы 2.

2) Состояние здоровья: а) удовлетворительное; б) неудовлетворительное;  
3) Образование: а) высшее; б) средне-специальное; в) среднее  
4) Знание иностранного языка: а) профессиональное; б) разговорное; в) начальное    
5) Желание обучаться/повысить квалификацию: а) есть; б) нет.      

 

По результатам данного исследования можно сказать следующее, уровень образования у специалистов предприятия довольно таки высокий, что говорит о рациональном подборе персонала. Состояние здоровья удовлетворителен более у 60% - что непременно отражается на трудовой деятельности отдела, а также самого предприятия в целом.

Рассматривая такое качество как семейное положение – из 1249 только 5 человек являются холостыми, это является хорошим показателем, так как у данного персонала есть стимул – работать и получать за это заработную плату.

А также рассматривая вопросы знания иностранного языка, заметим что примерно 30% находятся на низком уровне, но это не омрачает наш анализ, так как желание обучаться и повышать квалификацию присутствует более 90% опрошенных

 

.