Группа Ады.

Родину можно искать в Ахене или Трире. Иллюстрации - украшение книги. Самый древний памятник - Евангелие Годескалька, в Парижской Национальной библиотеке; оно написано неким Годескальком в 781-783 гг. по повелению Карла Великого и его супруги золотыми буквами по пурпурному фону. В украшении полей и инициалов этой рукописи преобладает ленточный орнамент и плетенка, к которым, однако, присоединяются античные растительные завитки, листья и розетки; встречаются даже, как на бордюрах, так и среди орнаментации заглавных букв, чисто античные меандры и волнообразная линия. 4 евангелиста, юный Спаситель, Источник жизни в виде круглого храма и приближающийся к нему олень.

Образцом служил совершенно иной источник, скорее всего, какая-либо сиро-малоазийская миниатюра типа евангелия Робулы. Фигура фронтальная, статичная, тип лица восточный, черты архитектурные, края одежд жесткие, рустованные.
Евангелист Марк: более живое изображение, в ракурсном повороте. Хотя формы по-прежнему жестковатые, в полуобороте евангелиста, который смотрит на своего символа – льва (похожего на кошку), есть что-то живое и непосредственное.
На другой миниатюре из этого евангелия – источник с водой жизни в виде кивория с колонками, к которому приходят припасть разные животные. Здесь есть также некоторые аналогии с армянскими, сиро-малоазийскими евангелиями, откуда, вероятно, и произошло заимствование. На соседней странице – роскошная плетенка, которая в корне имеет совсем другие источники, - в одном памятнике соединены различные влияния, которые пока еще не сведены в единую систему, художники обращаются то к тем, то к другим образцам, заимствуя наиболее эффектные черты и стараясь сделать все как можно красивее.
Второе главное произведение - рукопись Ады, давшая название всей группе и хранящаяся в Трирской городской библиотеке. Аббатиса Ада, по заказу которой написан этот манускрипт золотыми буквами, была, как гласит легенда, сестрой Карла Великого. Изображение уже немного нескладное и угловатое, немного нелогичное. Евангелист сидит и пишет, он неестественно выгнул шею и оборачивается на льва, своего символа, который ему что-то указывает в книжке. Набор деталей тот же: он сидит в арке, есть веллум, но уже непонятно, куда он привязан, драпировки тоже несколько алогичны и имеют резкие складки. Видно стремление сделать все как можно роскошнее, и при этом заимстовванные из разных источников детали плохо состыкованы.
Третий главный манускрипт - написанное золотыми буквами Евангелие Парижской Национальной библиотеки, принесенное Людовиком Благочестивым в дар аббатству Сен-Медар в Суассоне в 826 г. Сен-Медарское евангелие: тоже изображение кивория, к нему подходит еще больше животных – олени, лани, лебедь, разные птицы и т.д. Вероятно, все это срисовано из какого-то античного атласа по животным, имеет живой характер.
Другая миниатюра, более схематичная, имеющая тягу к зафиксированной таблице: четыре колонны держат какую-то конструкцию с четырьмя медальонами, в которых изображены символы евангелистов, хотя цветы и формы еще вполне живые, видно стремление к организации.
Отсюда же – таблицы канонов

. Турская школа каллиграфии