Фрэнсис Бэкон

Родился 22 янв. 1561г. в г. Лондоне - умер 9 апреля 1626г. в Хайгете. Английский философ; родоначальник английского материализма; родоначальник методологии опытной науки. Его сичтают идеологом, апостолом новой науки. Замыслил проект «великое восстановление наук». Отдельными частями этого проекта были отдельные трактаты Бэкона «О достоинстве и приумножении наук» 1623г., «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы» 1620г. (посвящен созданию нового метода исследования в науке), «Новая Атлантида» (считается, что это незаконченная утопия, где рисует то общество, в основе которого будет развитие опытной науки и техники).

Исследовательская знаковость Бэкона:

Как искусный дипломат Бэкон стремился создать для науки свою нишу в системе социальных институтов. С этой целью он предлагает концепции «этической нейтральности». Суть этой концепции: по Бекону наука не претендует на прерогативы религии; наука не должна судить о добре и зле; не должна вмешиваться в споры о морали. В уставе «королевского общества» (тогдашняя академия) в 1660г. строго указана позиция нейтралитета, невмешательства науки в дела политики, религии и этики.

Как реформатор мышления, Фрэнсис Бэкон вместе с Рене Декартом рекомендуют начинать научные занятия с очищения разума. Эта идея Фрэнсиса Бэкона реализована в его учениях об «идолах». Автор выделяет четыре типа идей, ограничивающих разум. Конкретно:

1. Идолы рода – они порождаются природой человека, и он в природу вещей приносит природу своего ума.

2. Идолы пещеры – эти идолы обусловлены воспитанием и привычками.

3. Идолы площади – эти идолы проникают в разум с именами и языком.

4. Идолы театра – они передаются из вымышленных и заимствованных знаний.

Таким образом, человек, претендующий на научное понимание действительности должен сделать определенные усилия, включить особый механизм теоретического мышления, чтобы видеть реальный мир, скрытый от здравого смысла. Таков был новый взгляд на реальность. Реальность не как сакральное, сотворенное Богом, реальность как объективная, понимаемая, как пространство, заполненное веществом