Стратегии развития современной науки.

Основными характеристиками современной науки являются:

1) Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития систем любой природы. Представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, хаосогенного, неустойчивого неопределенного.

2) Укрепление парадигмы целостности – осознание глобального, всестороннего взгляда на мир:

а) человек не вне объекта изучения, а внутри его, его часть.

б) природа - целостный живой организм.

в) закономерность объединения естественных наук, сближение естественных наук и гуманитарных наук, науки и искусства.

г) выход науки за пределы классической культуры Запада, обращение к традициям восточного мышления и его методам.

3) Укрепление и все более широкое применение к эволюции, т.е. сопряженного взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого - глобальный эволюционизм.

4) Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития.

5) Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных подходов в его изучении.

6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

7) Широкое применение философии и ее методов во всех науках.

8) Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающейся уровень их абстрактности и сложности.

9) Методологический плюрализм – осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической.

Развитие любой науки не сводится к простому процессу накопления знаний. Важен процессе взаимодействия и интеграции знания в ходе эволюции конкретных наук.

Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями. Переход к новой парадигме связан с взаимодействием и развитием двух дополняющих друг друга процессов дифференциации и интеграции знания.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.

В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания.