Функции корпоративных финансов и основные принципы их организации

В условиях рыночного хозяйства корпоративные финансы выполняют три функции:

1. Формирование капитала, доходов и денежных фондов.

2. Использование капитала, доходов и денежных фондов.

3. Контрольную функцию.

Первая функция является необходимым условием обеспечения непрерывности процесса воспроизводства. За счет первичного распределения выручки от продажи товаров образуются специальные фонды корпораций, находящие отражение в их финансовых планах (бюджетах).

Данная функция обуславливает осуществление следующих хозяйственных операций:

- образование и пополнение уставного и резервного капитала корпорации;

- привлечение источников финансирования с фондового рынка на цели развития;

- мобилизацию кредитов и займов с рынка ссудного капитала;

- аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от продажи товаров:

- формирование нераспределенной прибыли;

- привлечение специальных целевых средств;

- учет и анализ формирования капитала, доходов и денежных фондов.

В результате достигается сбалансированность между движением материальных и денежных ресурсов, и формируются финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения непрерывности производственно-коммерческой деятельности корпорации и выполнения всех её обязательств перед государством и контрагентами.

Использование капитала, доходов и денежных фондов на цели, предусмотренные в финансовом плане (бюджете) корпорации, составляет экономическое содержание второй функции финансов.

Данная функция обуславливает следующие экономические процессы:

- оптимизацию вложения капитала (собственного и заемного) во внеоборотные и оборотные активы;

- обеспечение налоговых платежей;

- вложение свободных денежных средств в наиболее ликвидные активы;

- использование доходов на цели потребления, развития и создания резервов;

-учет и анализ использования капитала, доходов и денежных фондов.

В результате происходит максимизация стоимости капитала корпорации.

В третьей (контрольной) функции финансы используются для контроля над соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов корпораций. Данная функция базируется на движении финансовых ресурсов, например, при уплате налогов и сборов в бюджетную систему. Она предоставляет возможность государству воздействовать на конечные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности.

Принципы корпоративных финансов представляют собой основополагающие правила, на которых базируется деятельность предприятия, по крайней мере, ее экономическая часть. Строго говоря, они представляют собой принципы функционирования экономической экономики в целом, и в этом смысле связывают финансы предприятий с другими звеньями финансовой системы:

1. Обеспечение многообразия и защиты права собственности, наличие правовой защиты и регламентация основных прав и обязанностей. Основным видом является собственность частная. В большинстве стран она защищается законом (Конституцией). Еще с древних времен применяются два основных способа защиты прав собственности - истребование имущества из незаконного владения (т.н. виндикационный иск) либо требование о прекращении нарушений прав собственника (т.н. негаторный иск).

2. Присутствие спроса и предложения на рынках (капитала, труда, товаров и т.д.). Как правило, "приход" денежных средств обеспечивается продажей товаров (работ, услуг), а расход средств связан с заработной платой, налогами, закупкой следующей партии товаров для продажи или сырья для производства и т.д. Таким образом, финансы предприятия вряд ли способны нормально функционировать без наличия спроса и предложения на соответствующих рынках (товарных, сырьевых, трудовых и т.д.). Следовательно, одним из правил корпоративных финансов является необходимость наличия таких рынках и свободного на них доступа.

3. Свободное ценообразование на рынках, присутствие конкуренции. Производитель или продавец должен бороться за контрагента или покупателя; причем сама борьба имеет два важных аспекта: (1) убедить потребителя в необходимости приобрести и (2) убедить его в своем превосходстве над конкурентами. Функция государства как гаранта правовой защищенности хозяйствующих субъектов в том, чтобы максимально снизить негативные последствия той или иной монополизации рынка, а также содействовать установлению чистой конкуренции.

4. Свобода договора, воли сторон, принятия решений, самостоятельность в осуществлении деятельности, подчиненностьтолько своей прибыли.

5. Правило самофинансирования и самоокупаемости, ведения деятельности за свой страх и риск.