Аргументация и логика

Аргументация – собрание доводов в пользу тезиса в его композиционном единстве и процесс предъявления этих доводов.

Существенную роль в процессах аргументации играет логика – система законов и операций, гарантирующих правильность, определенность и доказательность человеческого мышления. В процессах аргументации постоянно используются не только логические законы, определяющие логическое следование, но и такие логические операции, как определения и деления, доказательство и опровержение.

Опровержение– та же аргументация, но с «противоположным знаком», т.е. собрание доводов против отстаиваемого оппонентом антитезиса или, если основной антитезис не сформулирован – против возможных сомнений и возражений относительно тезиса, а равно процесс презентации этих доводов.

Среди способов теоретического обоснования центральное место занимает логическое обоснование – логическое выведение обосновываемого положения из уже установленных истин.

Индукция представляет собой умозаключение, в котором заключение не вытекает логически из посылок и истинность последних не гарантирует истинности выводимого из них утверждения.

Дедукция представляет собой демонстративное доказательное умозаключение, в то время как индукция – это недемонстративное, правдоподобное рассуждение.

Умозаключение по аналогии, или просто аналогия, – индуктивное умозаключение о принадлежности определенного признака предмету на основе того, что сходный с ним иной предмет обладает этим признаком.

Одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение, или дефиниция.

В самом общем смысле определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Определения нужны для понятий, значения которых аудитория не знает, и для терминов, имеющих особый смысл в применении их оратором.

Виды определений:

а) классификационные, где определение при помощи классификации указывает род, к которому принадлежит понятие, и его видовые отличия;

б) определения при помощи синонимов и антонимов;

в) пример (самый выразительный), конкретный и характерный случай, который типичен для нуждающегося в определении понятия.

Виды авторских утверждений:

а) утверждения, основанные на авторитете самого автора;

б) утверждение на основе общественного мнения;

в) утверждения сведущих лиц, авторитетное мнение.

Риторические аргументы различаются прежде всего по топосам (местам), с помощью которых они могут быть изобретены или подобраны. На этом основании можно выделить две большие группы:

1) эмпирическая – аргументы, происходящие из «внешних» мест (наблюдение, иллюстрация, пример и свидетельство);

2) теоретическая – аргументы, происходящие из «внутренних» мест (дедуктивная, в частности, причинно-следственная, родовидовая и прочая аргументация, уподобление и противопоставление).

А.А. Ивин выделяет и другие общие классы риторических аргументов: аналогия, дилемма, индукция, а также и контекстуальные аргументы: традиция и авторитет, интуиция и вера, здравый смысл и вкус.