Стадия Основная психологическая задача
1. Образование группы Произвести хорошее впечатление
2. Разделение на подгруппы Найти сходство, установить общность
3. Конфронтация Выявить различия, вскрыть разногласия
4. Разработка норм Достигнуть доверия
5. Сотрудничество Решить задачу эффективно, достигнуть поставленной цели
6. Распад Завершить членство в группе
Двухмерная модель. Интеракционистический пордход. К. Левин, Р. Бейлз. В основе модели находится две сферы: деловая (решение групповых задач) и межличностная (развитие групповой структуры).
В каждой сфере можно выделить 4 этапа (стадии).
Стадии развития в межличностной сфере:
A) стадия «проверки и зависимости»: предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
Б) стадия «внутреннего конфликта» — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
B) стадия «развития групповой сплоченности» — достигается посредством гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
Г) стадия «функционально-ролевой соотнесенности». Связана с образованием ролевой структуры группы.
Стадии развития в сфере деловой активности:
А) стадия «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
Б) стадия «эмоционального ответа на требования задачи». Отличается противодействием членов группы тем требованиям, которые предъявляются им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений отдельных членов группы с предписаниями задач;
В) стадия «открытого обмена релевантными предписаниями» — это этап групповой жизни, в ходе которого осуществляется максимальный информационный обмен, позволяющий членам группы глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;
Г) стадия «принятия решений» — конструктивные попытки успешного решения задачи.
Механизмы групповой динамики. Под механизмами групповой динамики следует понимать то, что лежит в основе развития группы. Чаще всего в основе такого развития лежит разрешение внутритрупповых противоречий.
Основные типы противоречий:
А) между высокими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;
Б) между высоким стремлением членов группы к самореализации и самоактуализации (относительная автономность от группы) и увеличивающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграции с группой.
Конструктивное разрешение противоречий приводит к развитию группы. Это отображено на схеме
Противоречия | -> | Конфликт | —1 | Гармония |
Возникновение противоречий | Разрешение противоречий | Снятие противоречий |
Схема 1.1. Механизм развития группы
Механизм развития группы, отображенный на схеме 1, дает не только представление о сути развития, но и вооружает пониманием того, как управлять этим процессом. В частности, необходимо знать следующее: чем быстрее пройдут конфликты во вновь образованной группе, тем быстрее наступит фаза стабилизации. В этом смысле конфликты несут в себе конструктивную функцию. Работнику социально-культурного сервиса следует ориентироваться и на то, что наиболее длительными, затяжными конфликтами являются конфликты статусно-ролевые, связанные с притязаниями на должностное положение. Лишь изменение должностного положения может ускорить процесс разрешения противоречий. И наконец, в сложившейся, функционирующей длительное время группе межличностные конфликты, как правило, происходят крайне редко. Это связано с тем, что конфликты уже прошли и даже при наличии противоречий они не возникают, поскольку члены группы уже адаптировались друг к другу. В этом случае возникновение конфликтов становится возможным с появлением в группе новых членов.