Стадия Основная психологическая задача

1. Образование группы Произвести хорошее впечатление

2. Разделение на подгруппы Найти сходство, установить общность

3. Конфронтация Выявить различия, вскрыть разногласия

4. Разработка норм Достигнуть доверия

5. Сотрудничество Решить задачу эффективно, достигнуть поставленной цели

6. Распад Завершить членство в группе

Двухмерная модель. Интеракционистический пордход. К. Левин, Р. Бейлз. В основе модели находится две сфе­ры: деловая (решение групповых задач) и межличностная (развитие групповой структуры).

В каждой сфере можно выделить 4 этапа (стадии).

Стадии развития в межличностной сфере:

A) стадия «проверки и зависимости»: предполагает ориенти­ровку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

Б) стадия «внутреннего конфликта» — нарушение взаимо­действия и отсутствие единства между членами группы;

B) стадия «развития групповой сплоченности» — достигает­ся посредством гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

Г) стадия «функционально-ролевой соотнесенности». Свя­зана с образованием ролевой структуры группы.

Стадии развития в сфере деловой активности:

А) стадия «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами груп­пы оптимального способа решения задачи;

Б) стадия «эмоционального ответа на требования задачи». Отличается противодействием членов группы тем требо­ваниям, которые предъявляются им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений отдельных членов группы с предписаниями задач;

В) стадия «открытого обмена релевантными предписания­ми» — это этап групповой жизни, в ходе которого осуще­ствляется максимальный информационный обмен, позво­ляющий членам группы глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку ин­формации;

Г) стадия «принятия решений» — конструктивные попытки успешного решения задачи.

Механизмы групповой динамики. Под механизмами групповой динамики следует понимать то, что лежит в основе развития группы. Чаще всего в основе такого развития лежит разрешение внутритрупповых проти­воречий.

Основные типы противоречий:

А) между высокими потенциальными возможностями груп­пы и ее актуальной деятельностью;

Б) между высоким стремлением членов группы к самореа­лизации и самоактуализации (относительная автоном­ность от группы) и увеличивающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интегра­ции с группой.

Конструктивное разрешение противоречий приводит к раз­витию группы. Это отображено на схеме

Противоречия -> Конфликт —1 Гармония
Возникновение противоречий   Разрешение противоречий   Снятие противоречий

Схема 1.1. Механизм развития группы

Механизм развития группы, отображенный на схеме 1, дает не только представление о сути развития, но и вооружает по­ниманием того, как управлять этим процессом. В частности, необходимо знать следующее: чем быстрее пройдут конфлик­ты во вновь образованной группе, тем быстрее наступит фаза стабилизации. В этом смысле конфликты несут в себе конст­руктивную функцию. Работнику социально-культурного сер­виса следует ориентироваться и на то, что наиболее длитель­ными, затяжными конфликтами являются конфликты статус­но-ролевые, связанные с притязаниями на должностное положение. Лишь изменение должностного положения может ускорить процесс разрешения противоречий. И наконец, в сложившейся, функционирующей длительное время группе межличностные конфликты, как правило, происходят крайне редко. Это связано с тем, что конфликты уже прошли и даже при наличии противоречий они не возникают, поскольку чле­ны группы уже адаптировались друг к другу. В этом случае возникновение конфликтов становится возможным с появле­нием в группе новых членов.