ВВЕДЕНИЕ

Организационные изменения являются неотъемлемой чертой

современного бизнеса. Компании всего мира вступают в эру

беспрецедентной изменчивости, в которой «выживают только параноики» и

успешным будет лишь «бизнес со скоростью мысли». Эта новая реальность

требует абсолютно иных навыков выживания и осознания того, что больше

нет ничего постоянного, а умение измениться вовремя и нужным образом

становится одним из определяющих факторов успеха современной

организации.

В ведущих российских школах бизнеса и на факультетах менеджмента

университетов в учебных планах введен курс «Управление изменениями» как

одна из существенных составляющих подготовки современных менеджеров.

Данный курс представляет собой попытку обобщить обширный теоретический

материал и практический опыт в области управления организационными

изменениями. Цель материала — дать

представление о закономерностях развития организации и основных

подходах к проведению организационных изменений. Здесь

представлены различные модели и основные чипы организационных

изменений.

В результате изучения данного материала студенты должны:

получить представление о том, как можно использовать модели

организационных изменений на практике;

научиться проводить организационный анализ для подготовки к

реструктуризации управления компанией;

знать основные положения управления на основе бизнес-процессов и

стадии проведения реинжиниринга бизнес-процессов;

получить представление о проблемах внедрения системы качества в

российских компаниях;

освоить инструменты и методы внедрения организационных

изменений.

В I части представлены основные концептуальные подходы в теории

организационных изменений. В теме 1 «Закономерности развития

организаций» рассматриваются модели жизненного цикла организации и

организационные патологии, которые встречаются в современных

компаниях. Тема 2 «Основополагающие идеи и принципы управления

изменениями» посвящена изучению основных понятий, истории развития

теории организационных изменений, причинам сопротивления изменениям, а

также методам преодоления такого сопротивления. В теме 3 «Модели


 

 

организационных изменений» представлены наиболее известные модели

организационных изменений, доказавшие свою жизнеспособность и

эффективность на практике.

Во второй части рассматриваются основные типы организационных изменений (они названы «стратегические»,

т.к. в первую очередь связаны с изменением стратегии организации). В лекциях

выделены изменения в структуре, изменения в бизнес-процессах и изменения

в культуре организации. В теме 4 «Реструктуризация управления компанией»

рассматриваются изменения в организационной структуре на примере

компании «Росбытхим». Проведение изменений бизнес-процессов

представлено в теме 5 — «Реинжиниринг бизнес-процессов». Изменения в

организационной культуре компании рассматриваются на примере внедрения

системы всеобщего управления качеством (тема 6 — «Всеобщее управление

качеством (TQM) и стандарты серии ISO 9000 как стратегия изменений») и

создания обучающейся организации (тема 7 — «Создание обучающейся

организации»).