ВВЕДЕНИЕ
Организационные изменения являются неотъемлемой чертой
современного бизнеса. Компании всего мира вступают в эру
беспрецедентной изменчивости, в которой «выживают только параноики» и
успешным будет лишь «бизнес со скоростью мысли». Эта новая реальность
требует абсолютно иных навыков выживания и осознания того, что больше
нет ничего постоянного, а умение измениться вовремя и нужным образом
становится одним из определяющих факторов успеха современной
организации.
В ведущих российских школах бизнеса и на факультетах менеджмента
университетов в учебных планах введен курс «Управление изменениями» как
одна из существенных составляющих подготовки современных менеджеров.
Данный курс представляет собой попытку обобщить обширный теоретический
материал и практический опыт в области управления организационными
изменениями. Цель материала — дать
представление о закономерностях развития организации и основных
подходах к проведению организационных изменений. Здесь
представлены различные модели и основные чипы организационных
изменений.
В результате изучения данного материала студенты должны:
получить представление о том, как можно использовать модели
организационных изменений на практике;
научиться проводить организационный анализ для подготовки к
реструктуризации управления компанией;
знать основные положения управления на основе бизнес-процессов и
стадии проведения реинжиниринга бизнес-процессов;
получить представление о проблемах внедрения системы качества в
российских компаниях;
освоить инструменты и методы внедрения организационных
изменений.
В I части представлены основные концептуальные подходы в теории
организационных изменений. В теме 1 «Закономерности развития
организаций» рассматриваются модели жизненного цикла организации и
организационные патологии, которые встречаются в современных
компаниях. Тема 2 «Основополагающие идеи и принципы управления
изменениями» посвящена изучению основных понятий, истории развития
теории организационных изменений, причинам сопротивления изменениям, а
также методам преодоления такого сопротивления. В теме 3 «Модели
организационных изменений» представлены наиболее известные модели
организационных изменений, доказавшие свою жизнеспособность и
эффективность на практике.
Во второй части рассматриваются основные типы организационных изменений (они названы «стратегические»,
т.к. в первую очередь связаны с изменением стратегии организации). В лекциях
выделены изменения в структуре, изменения в бизнес-процессах и изменения
в культуре организации. В теме 4 «Реструктуризация управления компанией»
рассматриваются изменения в организационной структуре на примере
компании «Росбытхим». Проведение изменений бизнес-процессов
представлено в теме 5 — «Реинжиниринг бизнес-процессов». Изменения в
организационной культуре компании рассматриваются на примере внедрения
системы всеобщего управления качеством (тема 6 — «Всеобщее управление
качеством (TQM) и стандарты серии ISO 9000 как стратегия изменений») и
создания обучающейся организации (тема 7 — «Создание обучающейся
организации»).