Предисловие

Ускоренное развитие научной мысли и наличие огромного количества нового, подчас принципиально иного фактического материала требуют внедрения их в сферу обучения для совершенствования ее содержательной части и подготовки специалистов на современном уровне.

Новейшая информация позволяет совершенно по-другому рассматривать вопросы возникновения и развития нашей планеты, существования и изменения на ней жизни, последствий постоянного, но неравномерного обмена веществом и энергией между живой и косной (неживой) материями. Фактические данные свидетельствуют: в истории Земли не было времени без жизни. Более того, исследование живых и косных веществ показывает их принципиальное различие — способность живого воспроизводить себе подобных, которое не может быть случайностью и сформироваться «вдруг» на Земле. Вековые попытки экспериментально получить биоорганические соединения из неорганических не дали и не могут дать результата. Все это убеждает в изначальном существовании двух типов материи — живой и косной, взаимодействие которых в конкретных условиях планеты обеспечивает развитие определенных проявлений жизни. На Земле реализуется преимущественно белково-кислородная форма жизни. Может ли быть другая? Вероятно, да. Об этом свидетельствуют микроорганизмы, образования типа вирусов и др.

Не менее важно установление природных условий на ранних стадиях развития Земли, когда формировались каменная, воздушная и водная оболочки, в которых уже тогда существовали живые организмы. Обстановка того времени с температурой в сотни градусов по Цельсию, давлением в тысячи атмосфер, при испепеляющем действии солнечных и иных космических лучей вряд ли могла способствовать образованию рыхлых осадков, которые явились в будущем основой современных горных пород. Весьма существенен факт установления на начальном этапе развития Земли единой и только континентальной поверхности. Воды, особенно их скопления в виде значительных водоемов, где могли формироваться осадочные породы, появились позднее на существовавшей к тому времени земной коре. Доказано, что грандиозные глобальные структуры земной коры — древнейшие материки и океаны как понижения, где находится вода, возникли на ранней стадии развития Земли. Океанический период — это более поздний этап трансформации планеты в условиях самостоятельного развития.

Одним из важнейших достижений науки является доказательство существования жизни в весьма широких пределах. В настоящее время фактически установлено, что жизнь может быть везде, включая космическое пространство. Подтвердилось представление В.И.Вернадского и его единомышленников о космической роли живого вещества и его ведущем значении во взаимоотношениях с «неживой» природой.

Данное учебное пособие строится на новых представлениях о возможном происхождении и развитии окружающего нас мира.

Структура пособия соответствует программе курса. Авторы старались сделать его максимально содержательным и достаточно дискуссионным. Ряд излагаемых положений близок к учебнику «Общее землеведение» (1998), в создании которого участвовал Ю. П. Селиверстов. В предлагаемой книге обобщены новейшие данные и учтены пожелания по расширению и улучшению книги: появились новый раздел по истории и проблемам землеведения, вопросы для проверки знаний и список важнейшей литературы в конце каждой главы.

Общая структура пособия, основные теоретические разработки и научное редактирование принадлежат Ю. П. Селиверстову. Текст глав написан авторами совместно.

Вопросы и конструктивные предложения просьба направлять по адресу: 199178, Санкт-Петербург, В. О., 10-я линия, д. 33, факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета.