II. Изучение нового материала.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра.

Демонстрация иллюстрации к вступлению к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

– Что изображено на иллюстрации (картинке)?

Чтение учителем текста вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Повторное рассматривание иллюстрации.

– На иллюстрации действительно изображён дуб? Создана ли атмосфера сказочного леса (густого, заросшего, непроходимого)? Найдите фигуру кота, который лежит на цепи и читает сказки. Видите ли вы филина, птицу Сирин на ветке, Бабу Ягу с метлой, Избушку на курьих ножках, изображение Пушкина, который сидит с русалкой на дереве? Появилось ли у вас ощущение, что сучья деревьев, словно руки, могут схватить путника в свои объятия и не выпустить?

Повторное чтение текста.

– Действительно ли Пушкин знал много русских сказок? Сумеете это доказать? (Читает 2-ю часть «Вступления» «Там чудеса…». Учащиеся называют сказочные сюжеты с действием избушки на курьих ножках, Бабы Яги, Василисы Прекрасной и Серого Волка, Кощея Бессмертного.) А другие сюжеты сказки, которые упоминает Пушкин, знаете? Кто в сказках говорит: «Чу, русским духом пахнет»? (Баба Яга.) Как они звучат в стихотворении? Найдите эти строки и прочитайте. Существует ли на самом деле лукоморье или это «сказочная территория»?

– Рассказ в произведении может вестись от любого лица – девочки, мальчика, кошки, собачки. Иногда поэтесса пишет от лица мальчика, а поэт – от лица девочки. Кто говорит эти слова – сам Пушкин или его герой, который ведёт рассказ? Авторская сказка невозможна без народной. Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Почему в рот не попало? Рассказчик побывал в чудесном, волшебном, сказочном мире, он попал туда из обыкновенного земного измерения и не может там стать своим: не может пить сказочные напитки, есть сказочную еду – он может быть только наблюдателем. (Учитель может объяснить, используя образ зеркала.)

– Волшебный мир – изнаночный мир – это то же, что зазеркалье. В зеркале каждый может видеть всё, что стоит на столе, но можно ли, протянув руку, что-то взять там, в зазеркалье, выпить там, в зазеркалье? Нет! Можно только наблюдать.

– Кот учёный умеет только сказки рассказывать? Найдите ответ в тексте. (Читает 5-ю и 6-ю строки.) а герою Пушкина кто рассказывает сказки или поёт песни? Найдите ответ в тексте.

(Читает последнюю строку.)

– Вспомните русские народные сказки, в которых есть Баба Яга, Кощей Бессмертный, Учёный Кот и другие герои?

– Какие сказки, по-вашему, красивее – народные или пушкинские?

– Да, сказки Пушкина красивее, потому что написаны звучными, прекрасными стихами.

Писатель М. Горький говорил, что Пушкин «украсил народную сказку блеском своего таланта», и мы согласимся с ним.

Поэт С. Маршак считал, что сказка Пушкина – «прямая наследница сказки народной».

Работа над выразительным чтением отрывков из сказок А. С. Пушкина, данных в учебнике (с. 52–53).