Сценарий урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организационный момент | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Читает стихотворение и демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит. В дорогу взять ты не забудь «Ключей» надежных связку – В любой рассказ найдёшь ты путь, Войдёшь в любую сказку. | Слушают стихотворение, рассматривают буквы на доске (познавательные) | Воспринимать на слух речь педагога, понимать смысл стихотворения (познавательные) | Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи | Знакомство с учебником Изучение правил обращения с книгами. | Показывает обложку учебника, организует диалог с учащимися по вопросам: – Почему учебник называют в этом стихотворении учителем? – Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений? – Какова роль чтения в жизни каждого из нас? – Прочтите название учебника. – Почему учебник так назван? Предлагает вспомнить правила обращения с книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы: – Почему необходимо беречь книгу? | Подготовленные заранее ученики читают по ролям стихотворение В. Берестова «Учебник» (коммуникативные, познавательные). – Учитель у меня в портфеле… – Кто? Быть не может! Неужели? – Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут. Читают памятку о правилах обращения с книгой. | Отвечать на вопросы учителя (коммуникативные, познавательные). Осознанно высказываться о значении книг в жизни | Устные ответы на вопросы. Устные ответы. |
Продолжение табл.
Знакомство с темой I раздела. Чтение статьи- разговора «Дорогой первоклассник!» на с. 4 учебника | – Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок: • Испокон века книга растит человека. • Дом без книги что изба без окон. • С книгой жить – век не тужить. Просит прочитать название первого раздела учебника, организует беседу с учащимися по вопросам: – Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»? – Отгадайте загадку и проверьте свой ответ: На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Буквы.) Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту: – Чему посвящён первый раздел учебника? – Кого называют настоящими волшебниками? Почему? | Отвечают на вопросы (регулятивные, коммуникативные, познавательные). Самостоятельно читают раздел. Слушают статью и отвечают на вопросы | человека (коммуникативные, регулятивные, познавательные). Осознанно строить речевое высказывание. Понимать смысл загадки. Понимать на слух речь учителя. Понимать смысл текста | Устные ответы. Наблюдения учителя | |
III. Изучение нового материала | Подготовка к чтению сти-хотворения В. Данько «Загадочные буквы». | Проводит беседу по вопросам: – С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.) – Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите. – Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чём пойдёт в нём речь? | Отвечают на вопросы педагога | Отвечать на вопросы учителя. Строить высказывания, понятные для партнёра | Устные ответы |
Продолжение табл.
Чтение целых слов. Самостоятельное чтение. | – Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные? Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами: про-гло-ти-ла – проглотила от-кро-ем – откроем вой-дем – войдем жуж-жит – жужжит при-ят-ный – приятный спа-са-ет-ся – спасается у-серд-но – усердно от-клик-нет-ся – откликнется по-гла-дим – погладим за-вер-тит-ся – завертится на ско-во-род-ке – на сковородке Предлагает прочитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и записать в «окошки» отгаданные буквы | Самостоятельно читают слова. Самостоятельно читают стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и выполняют задание | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | Наблюдения учителя. Наблюдение учителя | |
Анализ прочитанного произведения. Чтение стихотворения в паре | Организует диалог с учащимися по вопросам: – Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения? – Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»? – Назовите сначала самые «весёлые» буквы. – Назовите буквы «зубастые». – Какие буквы можно назвать «вкусными»? – Придумайте названия остальным буквам. Просит учащихся прочитать стихотворение вслух | Отвечают на вопросы педагога. Читают стихотворение: один называет букву, другой читает предложение | Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме. Договариваться в совместной деятельности | Устные ответы |
Продолжение табл.
Физкультминутка (Приложение 1) | Проводит физкультминутку | Декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения. «Аист» отвечает | Использовать речь для регуляции своих действий | Наблюдения учителя | |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Выборочное чтение. Игровой момент (загадки) Развитие речевых и творческих способностей. | Предлагает прочитать строчки из стихотворения: – О самых весёлых буквах. – О злых и страшных буквах. – О «пернатых» буквах и т. д. Проводит игру «На что похожи буквы?». Читает загадки (Приложение 3). Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой строке: Ц – лягушку проглотила. Л – тележку покатила. Нос приятный любит запах. Кот на мягких ходит лапах. Организует эвристическую беседу. – Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются. Рифма (гр. phythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу | Читают. Узнают и называют буквы. Читают двустишие, находят слова, которые рифмуются. | Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем. Понимать смысл загадок и делать выводы. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. | Наблюдения учителя. |
Продолжение табл.
Развитие фонематического слуха | Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их: проглотила – покатила запах – лапах зубы – шубы и др. Предлагает выбрать любые две буквы, например Б и К, и даёт задание: – Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.) – Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались. Белка спряталась в дупле. Крот уснул в своей норе. Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по смыслу: – Ой, – кричат вокруг хозяйки, – В огород забрались майки. Сшил себе котёнок тапки, Чтоб зимой не мёрзли шапки. Здесь хорошее местечко – Протекает мимо печка. Мышка спряталась под горку И грызёт тихонько норку. | Находят слова по заданию учителя. Сочиняют своё двустишие о буквах, придумывают и рифмуют слова Слушают стихи и находят ошибку | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Понимать на слух речь учителя, осуществлять анализ значения слов | Устные ответы. Устные ответы | |
V. Подведение итогов | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Как называется новый учебник? – С каким разделом учебника мы начали знакомство? – Какое произведение мы читали на уроке? | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Делать выводы, объяснять значение терминов | Устные ответы. Оценивание |
Окончание табл.
– Кто автор этого произведения? – Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»? | учащихся за работу на уроке | ||||
VI. Внеурочная деятельность | Придумать и нарисовать «загадочные буквы». Сочинить своё двустишие | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Приложение 2