Организация работы с молодежью по месту жительства, учебы, отдыха, работы.

Место жительства, учеба и работа являясь компонентом локального социокультурного пространства, составляет основу пространства жизнидеятеля. У молодежи есть потребность в решении проблем на местном уровне, для решения конкретных проблем молодежи.

Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслужива-ния молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, гак и в сельском по-селении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывает-ся всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направле-ниями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.

Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи яв-ляется содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабо-чих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

Профессиональная подготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профес-сию. Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города для прохождения производст-венной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаме-нов выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, где спе-циалисты оказывают помощь в трудоустройстве.

Отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Ин-теграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объедине-ния. Специалист по социальной работе в летнем оздоровительном лагере создает условия для формирования по-зитивных межличностных отношений в группе В завершение любого коллективно-творческого дела проводится совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во время работы с практическими ситуациями. Социально-профилактическая работа организуется также с помо-щью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с моло-дежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности. Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несо-вершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, меди-цинского полиса и т. д. В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содейст-вуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.). Содержание работы специалистов включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. В Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по месту жительства.

К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и де-вушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Комитеты по делам молодежи, осуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка — клуб по месту жительства — мо-лодежный центр). центры следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведе-ния своего досуга для относительно постоянного состава населения. Молодежный центр может включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр и т. д.