Премии по качеству, их цели и задачи

 

Награда за качество и превосходство в бизнесе приносят лучшим компаниям признание и выступают в качестве элемента в стратегии совершенствования, повышения своей производительности и достижения хорошего уровня конкурентоспособности и на макро- и на микро- уровнях.

На сегодняшний день существует большое разнообразие конкурсов качества, таких как "Сто лучшихстоваров России", "Народнаялмарка", "Товар года", на которых оценивают потребительские свойства продукции и услуг, объемы реализации, позиции в рейтинге брэндовых марок. Такого рода конкурсы, как правило, проводятся на государственной основе. Большинство национальных и региональных премий в сфере качества организуются с целью систематизации и структурирования менеджмента организаций на базе философии качества, для дальнейшего повышения конкурентоспособности и производительности бизнеса как на местном уровне, так и на мировом рынке. Значимость награде придает еще и факт вручения ее первыми лицами государства.

Одни из широко распространенных международных премий - ПремиясБолдриджа и Европейскаяспремия качества – они являются не просто наградой за победу, но и основой национальной политики в сфере качества Америки и Европы.

Ключевые принципы премии М. Болдриджа: лидерство, ориентация на потребителя, индивидуальное обучение и обучение организации, ценность работников и партнеров, оперативность, инновации и развитие, управление на основе фактов, социальная ответственность, нацеленность в будущее, на результат и создание ценностей, системный взгляд. Эти принципы формируют структуру совершенствования и являются базой для критериев премии.

Критерии премии М. Болдриджа, используемые для оценки организаций-соискателей, подразделяются на категории: лидерство; стратегическое планирование; ориентация на потребителя и рынок; измерение, анализ и управление на основе знаний; важность человеческих ресурсов; оперативное управление; бизнес-результаты. Система оценки основана на 1000-балльной шкале, каждая категория выражается соответствующей балльной оценкой. Оценка по категориям дается с учетом используемого подхода, его внедрения и полученных результатов.

Процесс экспертной оценки кандидатов включает конкурс отчетов по критериям премии и последующее обследование на местах.
С появлением премии М. Болдриджа зародился новый подход к внедрению принципов TQM в деятельность организаций и совершенствованию бизнеса.

Именно на базе критериев премии Болдриджа была осуществлена разработка и адаптация к национальной практике менеджмента Японскаяспремия качества (JapanтQuality Award). Она собрала в себе лучшие современные подходы управления и разрабатывается учитывая практический опыт применения системы контроля и управления качествомсво всем мире.

Еще одна премия качества – премия Деминга. "В основескачества продукцииьлежит качество труда и качественныйсменеджмент на всех уровнях, т. е. такаячорганизация работы коллективовтлюдей, когда каждый работниксполучает удовольствие от своей работы", - этотосновная идея лекций профессорасЭдварда Деминга - американца, приглашенногоив 1950 г. выступитьсперед ведущими промышленникамирЯпонии. В 1951 году Японскийесоюз ученых и инженеров (JUSE) в знак благодарностиидоктору Демингусза развитие идей качества в Японии учредилнпрестижную ежегоднуюипремию его имени - премию Деминга (DemingиPrize). Она являетсяппервой и по сегодняшний день одной из самыхепрестижных и уважаемыхмнаград в области качества, способствуянраспространению философиииTQM, особенно в странах юго-восточнойсАзии.

Основная задача, которую поставили перед собой организаторы премии Деминга, — распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии управления качеством в масштабах всей компании (CWQC), поощряя организации, достигшие успеха в разработке собственных подходов к управлению качеством и применении статистических методов контроля качества.

Система оценки организаций — соискателей премии Деминга в последние годы была подвержена серьезным изменениям, чтобы соответствовать изменяющейся бизнес-среде. Оценочные критерии пересмотрены и включают три группы показателей.

Базовые категории формируют модель премии. В рамках шести базовых категориев (политика в области управления и ее реализация; разработка новой продукции и инновация процессов; поддержание и улучшение качества; система менеджмента; анализ информации и применение новых технологий; развитие человеческих ресурсов) оцениваются эффективность, совместимость, непрерывность и тщательность деятельности. Организационная оценка по сумме шести категорий рассчитывается максимума из 100 баллов.

Уникальная практика раскрывает особенности подходов каждой организации. Оценивается эффективность, воспроизводимость и инновационность заявленных бизнес-решений;

Роль высшего руководства является субъективным критерием, оценка проводится по результатам личной беседы руководителя с экспертом и отражает глубину понимания руководителем смысла деятельности по развитию и внедрению политики в области качества, его энтузиазм и целеустремленность.

Порядок оценки предполагает экспертизу Отчета о практике TQMкомпании конкурсанта и последующее обследование на местах организаций, предоставивших лучшие отчеты. С учетом результатов оценки по всем трем критериям выносится заключение о присуждении премии.

Премия Деминга оказала огромное влияние на развитие менеджмента качества в Японии и многих других странах, особенно юго-восточной Азии.

В России Премия качества вручается Правительством РФ с 1997 г. В основу конкурса положены критерии Европейской премии качества и модель EFQM. Организаторы конкурса считают своей задачей вывод качества менеджмента на принципиально новый, более высокий и современный уровень, что позволит российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.

Задача, которую призвана решать национальная премия, — вывести качество российского менеджмента на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.

Организационно-техническое обеспечение конкурса возложено на Госстандарт России (ныне — Ростехрегулирование. — Прим. ред.) и Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).

Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества гармонизирована с критериями Европейской премии по качеству. Это дает возможность российским компаниям строить свою деятельность на принципах, которыми руководствуется большинство зарубежных фирм. Однако российская премия — не копия европейской и имеет отличия, обусловленные национальной спецификой. Так, оценка группы «возможности» в российской модели выше, чем в модели EFQM, что отражает большую значимость для современной России потенциала компании, чем скромных и зачастую не всегда объективных результатов.

При оценке категорий из группы «возможности» экспертами учитываются совершенство подхода, его полнота, а также оценка и пересмотр подхода (эталонного сопоставления). Для категорий группы «результаты» оцениваются достижения и полнота охвата. Конкурс также предполагает экспертизу отчетов по самооценке и дальнейшее обследование на местах.

За семь лет существования премии было получено более 800 заявок на участие в конкурсе из 67 субъектов Российской Федерации. Учреждены городские и региональные премии по качеству.

Начиная с 2002 года эта премия вручается предприятиям двух типов, по численности персонала: до 250 человек и свыше 250 человек. За 7 лет проведения той премии было направлено около 800 заявок на участие в премии из 67 субъектов РФ. [7]

Как уже отмечалось выше, большинство организаций, которые участвуют конкурсах качества, не ставят основной целью - получение самой премии. Премия качества является прежде всего моделью совершенствования своей деятельности, позволяющие управленцам структурирование и систематизацию своей работы внутри организации и начало процесса совершенствования. Сегодня большинство западных компаний на основе модели премии качества выстраивают определенную стратегию на управление организацией, которая нацелена на непрерывное совершенствование своей деятельности.

Рассмотрим, что представляет из себя модель премии. Зачастую, моделью является набор оценочных критериев, которые внутренне взаимосвязаны и объеденены в графическую схему. К примеру, по критериям и модели премия Правительства РФ схожа с Европейской премией качества, в которой критерии делятся на 2 группы: "Возможности" и "Результаты". В группу "Возможности" входит:

1)слидерство,

2) политикуси стратегию,

3)слюдей,

4) партнерствоси ресурсы,

5) процессыторганизацией.

В группу "Результаты",

1) удовлетворениеипотребителей,

2) удовлетворениекперсонала,

3) влияниеына общество,

4) ключевые результатыздеятельности.

Содержаниеткритериев и принципы построенияпмодели той или иной премии - это философиязбизнеса организаций, участвующихмв конкурсе или использующихомодель премии как инструментгуправления и совершенствования.

Главная цель победителей и участников заключается в освоении методов самооценки предприятии на предмет соответствия основным критериям премии. Постоянная самооценка помогает прослеживать динамику оптимизации и внедрить ориентир на непрерывное усовершенствование компании. Многие российские организации также ориентируются на метод самооценки по критериям премий. В самооценку заложены главные критерии премий качества, которые делают их не просто знаком признаниясзаслуг, а процедурами, помогающеми предприятиям выявить свои достижения и недоработки, свои шансы на победу или цели на будущее.

По сказанному выше, можно сделать вывод, что наибольшие преимущества получают от использования премий качества, как инструмента управления. И во многих развитых странах премии получили действительно достойное внимание в арсенале менеджеров организаций.


[1] Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009 – 344с. – с. 215

 

[2] Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009 – 344с. – с. 87

 

[3] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с. – с. 11

[4] ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»

 

[5] Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010. – 334с.

[6] Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010. – 334с.

[7] Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе. Гармоничная система качества – основа эффективного менеджмента. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с.