Методология анализа эффективности СМИ
Эффективно то СМИ (фирма масс-медиа), менеджмент которого обеспечивает журналистскую (социальную) эффективность работы редакции при соблюдении параметров экономической эффективности предприятия.
Как правило, экономическая эффективность СМИ достигается за счет монетизации норм журналистики: заказные материалы, адветориал, контракты с чиновниками, пиар-службами крупных предприятий, политиками.
Подобная стратегия ведения дел называется оппортунистической.
Она обусловлена неразвитостью отраслевой структуры, в которой отсутствует до сегодняшнего дня сегмент общественных СМИ, а также низким уровнем менеджмента существующих СМИ.
Отрасль – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию с применением однородных технологий и на основе единой бизнес-концепции.
Бизнес-концепция СМИ состоит в реализации права доступа к своей аудитории на коммерческих, либо на некоммерческих условиях.
Классическая отрасль СМИ в странах развитой демократии состоит из двух видов изданий/каналов – общественных и коммерческих.
Коммерческие предоставляют клиентам рекламодателям и т. п. контрагентам доступ к своим аудиториям за деньги.
Некоммерческие, чьей аудиторией является все общество, существуют на общественные платежи и прямой коммерцией не занимаются. Их задача – не зарабатывание денег, а исполнение общественной службы, связанной, в итоге, с защитой общественных интересов, интересов конкретных граждан.
В России отрасль СМИ пока состоит исключительно из коммерческих СМИ.
В современных условиях, при отсутствии общественных СМИ, журналистская эффективность напрямую связана с качеством используемых фактов, честностью при их интерпретации.
Основной характеристикой качественных коммерческих СМИ является их экономическая состоятельность и подчеркнутая неангажированность.
Первое необходимое, но недостаточное условие эффективности СМИ – это финансово-экономическая состоятельность.
Для того чтобы СМИ было успешным с точки зрения общества, необходимо, чтобы оно занималось действительно тем, что называется «журналистикой», и было эффективно и в этом смысле.
Общественные СМИ сосредоточатся на общественном служении – и здесь замеры эффективности будут одни; коммерческие, наконец-то, сосредоточатся на зарабатывании денег – и тогда анализ их эффективности можно будет вести на основе устоявшихся методик экономической науки.
Элементы регулярного менеджмента
Структура фирмы – это совокупность ее подразделений, функционирующих в соответствии с ключевыми бизнес-процессами.
В случае со СМИ ключевым бизнес-процессом является подготовка оригинал-макета (мастер-кассеты) конкретного номера (передачи, программы) в соответствии с типом, концепцией и форматом для дальнейшего тиражирования и доставки потребителю.
типы структуры организации:
- линейно-функциональный -характеризуется предельной централизацией управления, состоит из руководства компании, линейных и функциональных
служб. Функции управления (маркетинг, учет, финансы, экономика и т. д.) реализуются на верхнем уровне.
- дивизиональный. -часть или все «штабные» функции передаются линейным службам. Из них формируются самостоятельные дивизионы, являющиеся центрами административной и финансовой ответственности.
Особенность структуры фирмы масс-медиа состоит в том, что в ней присутствует как минимум пять типов труда: административный, правовой, творческий (журналистский), технический и менеджерский.
При анализе структуры необходимо выяснить, какое подразделение в фирме масс-медиа считается ключевым, системообразующим.
Финансы– это совокупность всех денежных ресурсов, активов, находящихся в распоряжении фирмы, а также система их формирования, распределения и использования.
Управление финансами (финансовый менеджмент) можно условно разделить на текущее(оперативное) и стратегическое.
Целью финансового менеджмента является управление движением ресурсов в интересах фирмы, которое сводится, как правило, к их увеличению, минимизации рисков, укреплению деловой репутации, оптимизации деловой среды.
Инструменты управления финансами фирмы:
• бюджетирование как технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов;
• текущее управление бюджетом с использованием традиционных систем расчетов и их форм;
• менеджмент привлечения заемных средств на основе залога (кредитование и его формы, другие способы);
• менеджмент размещения свободных средств (депозиты и вклады, в том числе в драгоценные металлы, акции, долговые обязательства государств и компаний и т. д.);
• операции с валютой, в том числе форвардные;
• менеджмент капитала;
• траст;
• финансовый инжиниринг;
• факторинг;
• лизинг;
• страхование (включая хеджирование);
• оффшорные инструменты;
• банкротство.
Достаточно точное представление о финансовом состоянии
СМИ дает анализ трех форм:
• бюджета доходов и расходов (БДР);
• бюджета движения денежных средств (БДДС);
• баланса фирмы.
Различают следующие виды маркетинга:
• дифференцированный, рассчитанный на использование нескольких сегментов рынка;
• конверсионный, создающий условия для преодоления отрицательного спроса;
• концентрированный, сосредотачивающий усилия на отдельных рынках;
• массовый, применяемый к товарам массового потребления;
• противодействующий, направленный на ограничение иррационального спроса;
• развивающий, ориентированный на превращение потенциального спроса в реальный;
• стратегический, основанный на изучении внутренних и внешних перспективных возможностей фирмы;
• целевой, предусматривающий ориентацию на определенный сегмент рынка;
• ценовой, основанный на установлении цены товара, обеспечивающей наибольший объем продаж и прибыли.
В эффективной фирме масс-медиа должны быть:
• контент-план на год;
• прайс-лист, оформленный в соответствии с действующим законодательством и нормами делового оборота;
• типовое коммерческое предложение и анонс номера (программы);
• технический регламент рекламного объявления;
• форма типового договора купли-продажи рекламы;
• форма типового агентского договора;
• инструкции для менеджеров по прохождению заказа клиента;
• форма типового предложения о сезонных акциях;
• нормы и правила переговоров с клиентом;
• инструкция для рецепшн;
• форма типового счета (счета-фактуры);
• форма типового акта сдачи-приемки работ;
• инструкция по работе с претензиями клиентов;
• система мотивации труда менеджера по продажам.
Самый простой способ получения информации о состоянии учета в СМИ – доступ к актам аудиторских проверок и проверок фискальных органов. В этих документах, как правило, в полном объеме содержится необходимая информация, позволяющая судить об уровне управленческой и финансово-экономической эффективности фирмы масс-медиа.
Единица продукции – это продукт, услуга, завершенная технологически, готовая к продаже потребителю, позволяющая калькулировать ее себестоимость с выделением постоянных и переменных издержек и добавленной стоимости.
Предприятие должно как можно быстрее определить, что есть единица его
продукции, с тем чтобы с учетом ее себестоимости выстраивать свою экономическую политику.
• единицей продукции на рынке печатных СМИ является единичный номер (не тираж);
• единицей продукции на рынке интернет-СМИ является день (сутки экспонирования);
• единицей продукции на рынке электронных СМИ (радио, ТВ) является также день (сутки вещания);
• единицей продукции рекламных, PR-агентств является рабочий день.
«Точка безубыточности» часто трактуется как состояние, при котором величина выручки от реализации произведенного продукта, услуг равна произведенным издержкам.
Смысл разумной экономической политики в СМИ может быть сформулирован так: успешен тот, кто при моделировании рабочей среды СМИ создает основу для принятия решений, ведущих к производству за единицу времени качественных продуктов по ценам, сопоставимым с менее качественными.
Это логистика, которая с точки зрения регулярного менеджмента представляет собой совокупность действий по управлению информационными, финансовыми и материальными потоками фирмы в оптимальном с точки зрения ее экономики режиме.