Тенденции развития дизайна изданий

Факторы, предопределившие тенденции развития дизайна периодических изданий вXXI в.

1. Дизайн - типообразующий признак периодики. С распадом глобальной системы подписного распространения печатных СМИ дизайн не только превратился в инструмент организации и визуализации контента, навигации по полосам издания, но и в средство его идентификации.

 

2. Изменение технологической цепочки выпуска изданий привело к тому, что дизайн вышел из-под диктата типографий.

В начале 1990-х гг. допечатные процессы (набор, редактирование, вёрстка) перешли в редакцию, что позволило не только существенно разнообразить палитру дизайн-средств, но и контролировать качество полиграфического

исполнения.

 

3.Количественный рост изданий, телеканалов, развитиеИнтернета привели к расширению типологической структуры СМИ, разнообразию изданий с точки зрения контента.

Развитие телеиндустрии и рост Интернета повлияли на принципы дизайна всех СМИ.

От того, насколько успешно дизайнеру удаётся решить задачу визуализации за счет увеличения количества и форматов изобразительных материалов, изменения их жанровой палитры зависит сегодня выживание издания или их дальнейшее развитие.

 

1. Прежде всего можно выделить индивидуализацию дизайна.

Подобно любому коммерческому продукту периодические издания должны иметь собственную индивидуальную упаковку – запоминающуюся, выразительную и технологичную.

 

2. Дизайн современных периодических изданий является сложной конструктивно-композиционной системой.

В основе дизайна газет и журналов лежит конструкция контента. Она определяет как их графическую модель, так и материальную конструкцию. На первом этапе разработки нового медийного проекта или редизайна издания дизайнер совместно с редактором определяют количество и объём разделов или мегарубрик, способ их дальнейшего членения на подрубрики или материалы, стиль и объём иллюстрирования.

Эта информация позволяет дизайнеру определить формат и объём издания и приступить к формированию визуального текста издания.

Отдельно разрабатываются обязательные для издания служебные комплексы: объём и конструкция обложки, «Содержание» и выходные сведения.

Дополнительные ѕ – накладка, которая закрывает половину первой и всю

четвёртую полосу обложки журнала. Этот элемент конструкции позволяет сохранить «лицевую» полосу обложки для издания, поскольку она выполняет важные функции идентификации журнала и рекламы контента номера и в то же время предоставляет возможность рекламодателю разместить свою информацию на фальш-обложке – рекламной накладке. Этот приём используют и газеты.

И последний компонент, определяющий конструкцию издания, это система навигации (анонсы материалов, разделов и рубрик, выносы, система рубрикации), которая организует процесс восприятия контента каждого номера.

 

3. Качественное издание ориентировано прежде всего на выполнение информационно-аналитической функции. Оно адресовано вполне самостоятельной в интеллектуальном и житейском плане аудитории.

Специфика целевой аудитории: это всегда читатель, а не зритель.

К дизайну качественных изданий предъявляются особый требования: прозрачность и лаконизм.

Главная задача дизайнера – визуализировать конструкцию издания.

Инструментами являются модульная сетка, система дополнительных графических элементов и цветовых акцентов, шрифты – для набора, заголовков и акциденции, а также способы иллюстрирования.

 

Однако если в целом стиль качественного издания предполагает нейтральный, чистый дизайн, строго вытроенный в соответствии с канонами типографики, то новая ситуация на рынке СМИ заставляет его быть более активным, эмоциональным, так как только таким образом он может воздействовать на реципиента, вовлекая его в процесс коммуникации.

 

Основным инструментом визуализации конструкции качественных изданий является типографика – система шрифтовой акциденции различных компонентов текста, чётко выстроенная по гарнитурам, кеглям и начертаниям, принципам разделения и объединения материалов графическими элементами, которая не только делает весь текст издания легкодоступным, но и всей системой акциденции четко инструктирует читателя: начинается новый раздел, рубрика, материал, это заголовок, это лид, внутритекстовый вынос, вопрос интервьюера, подпись автора и т. д.

 

В последнее время все более очевидной становится тенденция заказа шрифта под образ и графическую концепцию издания.

 

Для дизайна качественных изданий характерны также вариативная модульная сетка, позволяющая с помощью форматов дополнительно подчеркнуть иерархию текстов, их компонентов, сдержанное иллюстрирование, построенное на сочетании документальной фотографии, инфографики и авторской иллюстрации в соответствии с тем местом, которое занимает материал в конструкции издания.

 

При переходе от качественных изданий к массовым эти принципы постепенно «размываются», поскольку массовые издания ориентированы на выполнение преимущественно развлекательной функции.

Поэтому основные качества их дизайна – активность и яркость – тем очевиднее, чем ближе занимаемая изданием ниша к бульварной прессе. Конструкция контента, как правило, не видна, поскольку материалы конкурируют за внимание читателя друг с другом и с рекламой.

Дизайн постоянно подхлёстывает, активизирует процесс восприятия кричащими заголовками на полосу или разворот, многочисленными иллюстрациями, разнообразием форматов набора и многоцветностью шрифтов и графических элементов, в том числе – подложек под текстами, размер которых относительно площади, занимаемой материалом в целом, очень невелик.

Это издания для разглядывания, а не для чтения своей специфической аудиторией. Поэтому основную площадь здесь занимают яркие иллюстрации и заголовочные комплексы, размеры которых сопоставимы или превышают размеры текстов, к которым они относятся.

 

тенденции развития дизайна СМИ, которые необходимо учитывать в исследованиях:

• дизайн служит средством организации контента;

• конструкция контента является отправной точкой разработки формальных, функциональных и художественных параметров

графической концепции издания;

• дизайн организует процесс прочтения номера через систему навигации;

• всё чаще при редизайне изданий (процесс, начавшийся в 2004–2005 гг.) в основу графической концепции ложится специально выполненная полигарнитура, количество начертаний которой позволяет решать самые сложные коммуникационные задачи;

• дизайн как визуальный язык позволяет увидеть типологическую и адресную направленность издания, тематику конкретного номера до его прочтения;

• дизайн является «упаковкой» и рекламой как издания в целом, так и контента каждого номера.

• поиски современной пластики, привели к актуализации авторской иллюстрации в изданиях разного типа, использованию инфографики и каллиграфии.