Виды теорий СМИ

 

Виды теории СМИ и пути их формирования (по Д. Макквейлу)

1. Теории из недр социальных наук. Осмысляют сущность, функционирование и эффекты процесса массовой коммуникации.

Характерно тяготение к проверке теоретических положений эмпирическими методами. Охватывают спектр от общих вопросов об обществе до конкретных аспектов процессов распространения и получения информации. Испытывают наибольшее влияние со стороны психологии, социологии, политических

Исследования могут быть нацелены как на постижение сути изучаемых процессов, так и на практику, в том числе – в приложении к процессам информирования или убеждения.

 

2. Теории культурологического происхождения- зачастую это исследования, оценивающие произведение с точки зрения определенных ценностных критериев.

Цели исследований – этические, эстетические, социально-критические.

Анализ явлений в кино, литературе, изобразительном искусстве и др. Сочетание традиционных, часто искусствоведческих (литературоведческих, киноведческих и т. п.), подходов с более современными.

 

3. Нормативные теории. Осмысляют вопросы о том, как должны работать медиа. Цель – выработка норм на основе социальной философии и идеологии, существующих в определенном социуме.

Эти теории важны для формирования и регулирования деятельности медиаинститутов, определяют ожидания их контрагентов

Основная тематика этих видов исследований – право, регулирование, медиаполитика, этические нормы, публичные дебаты.

 

4. Операциональные (или частные, специальные. – И. Ф.)

теории, тесно связанные с прагматическими идеями, практикой. Определяют принятие решений для задач такого типа, как: отбор новостей, достижение соответствия контента ожиданиям аудитории, выбор дизайна для рекламы, деятельность в рамках, разрешенных обществом, организация отношений с ним и с источниками информации. В некоторых аспектах наблюдается их

близость к нормативным теориям.

 

5. «Теории» как комплекс взглядов на уровне здравого смысла- складываются у людей на основе собственного повседневного опыта и влияют на выбор средств, каналов, изданий, контент и их оценку.

 

3 основных традиции, в русле которых развивалась теория

медиа в целом (по Д. Макквейлу):

 

1. Структурная: идет от социологии, но включает в себя исторический, политический, правовой, экономический подходы. Основной акцент – на обществе, на взаимоотношениях медиасистем и организаций с обществом, на обусловленности медиаконтента социальной структурой. Глубоко изучается связь динамики медиа с практикой власти, экономикой и социальной практикой использования новых технологий. Особенно важна для медиаменеджеров, для формирования медиаполитики.

 

2. Бихевиористская традиция исследований имеет корни в психологии и социальной психологии, а также в социологии.

Изучаются закономерности поведения в процессе массовой коммуникации, стимулы и мотивы в этой сфере – в психологии на индивидуальном уровне, в социологии – применительно к обществу в целом, его слоям. Характерно сильное тяготение к эмпирическим исследованиям.

 

3. Культурологическая традиция коренится в гуманитарных науках, особенно в антропологии и лингвистике.

Массовая коммуникация изучается как часть культуры со стороны лингвистики, культурологии, этнологии, антропологии. Тяготеет к качественным методам, глубокому анализу отдельных объектов.