Рейдовые причалы
Строительство причалов для крупнотоннажных судов связано с большими расходами на создание необходимых глубин. В связи с этим нередко причалы выносят на рейды. Однако здесь резко возрастают расходы из-за простоев судов вследствие незащищённости рейдовых причалов от ветра и волнений по сравнению с береговыми причалами.
Рейдовые причалы имеют иногда такую же конструкцию, как береговые; различие их состоит только в наличии протяжённой эстакады (до десятков километров), соединяющий причал с берегом. Иногда возводят островные причалы на сваях или стационарные башенного типа, допускающие вращение судна вместе с башней вокруг её оси.
Простейшим видом рейдового причала является плавучий буй (рис. 4.12,в) или группа буев. В этом случае пришвартованное судно имеет возможность свободно поворачиваться и становиться по ветру, что уменьшаем усилие, действующее на судно при ветре, а, следовательно, и на буй в несколько раз.
Существует достаточное количество разновидностей буев. Один из изображён на рис. 4.12.В. Буй имеет диаметр 9 м, высоту 3,5 м и вес около 100 т. Он удерживается на месте при помощи восьми якорных установки 6. Каждое якорное устройство состоит из бетонного массива весом и якоря весом 7,2 т. В средней части буя имеется центральный по вращающийся вертлюг, за который могут швартоваться танкеры. Он подаётся по гибкому нефтепроводу (шланг) 7, соединенному с жёстким подводным нефтепроводом (труба). Буи для танкеров дедвейтом до
500 тыс. т имеют диаметр 20 м, высоту1 5 м, водоизмещение 1 800 т и рассчитаны на швартовное усилие 250 т. В таком буе можно устраивать отсеки под помещения для обслуживающего персонала.
Оптимального результата в рейдовых причалах можно добиться при использовании стационарных причалов той же конструкции, что и береговой причал, изображенный на рис.4.12а и 4.126, но без соединительной эстакады 1 с берегом. Вместо дорогостоящей эстакады в этом случае прокладывают нефтепровод любой длины по дну.