Узкие и широкие пирсы
Узкие пирсы обычно используют для транспортных терминалов, не требующих большой площади для складирования грузов непосредственно у причалов. Например, для перегрузки нефти при наличии парка резервуаров на береговых площадках, соединённого со стендерами на причалах трубопроводами. Или для погрузки зерна, хранящегося в береговых элеваторах большой ёмкости, соединённых с машинами на причалах закрытыми галереями, в которых размещены конвейерные линии.
Узкие пирсы обычно возводят на сваях, а ростверк выполняют из металлических или железобетонных конструкций. Примеры узких пирсов приведены на рис. 4.11. Для пирса на рис. 4.11,а использованы призматические сваи длиной 25 м сечением 45x45 см. Горизонтальные нагрузки от швартующихся судов воспринимают наклонные сваи. Узкие пирсы обычно называют пристанями
Пирс более современной конструкции на трубчатых предварительно напряжённых железобетонных сваях с утолщениями внизу для повышения несущей способности показан на рис. 4.11,6. Основная конструкция пирса не воспринимает швартовных усилий и усилий от навала судна. Для этого служат стальные трубчатые палы, расположенные с двух сторон пирса.
Пирс на рис. 4.11,в предназначен для обслуживания танкеров дедвейтом до 300 тыс. т. Глубина у причала -25-33 м. Опорами пирса служат стальные трубчатые сваи диаметром 1,5 м с переменной толщиной стенок 25-40 лш. В связи со слабьгми грунтами сваи были забиты через толщу илов до плотного грунта на отметке -75 м. Длина вертикальных свай 80л/, наклонных- Ю0л<.
Увеличения несущей способности в слабых грунтах и уменьшения длины свай можно достичь применением винтовых свай (рис 4.11,г). Здесь составные винтовые сваи из металлических труб диаметром 1 м и винтовой лопасти диаметром 2,5 м завинчены до отметки -35,9 м. 11осле погружения сваи заполнили бетоном и устроили сборные железобетонные рост-
Рис. 4.11. Узкие пирсы |
кустом, состоящим из шести свай. Пролёты между крыли сборными железобетонными плитами длиной 10,5 м. сократить стоимость и сроки строительства причаль эстакадного типа привело к созданию нового метода их и (рис. 4.11,д). Верхнее строение в виде металлического на верфи (заводе) и буксируют на место. установки понтонов на якорях в створе сооружения в отверстия опускаются сваи из металлических труб до 1,п ем свай забивают до проектных отметок. Понтон домкратами т и вывешивают на необходимой высоте и к нему по контуру Припаривают сваи. Такое сооружение из заранее изготовленных конструкций можно выполнить за 12-15 дней, что имеет большое значение | низведении узких пирсов на открытых акваториях.
На рис. 4.12,а показано взаимное расположение современного неф- в виде узкого пирса и берега, на рис. 4.12,в - план и поперечный разрез
Рис. 4.12. Схемы нефтепричалов
Основное оборудование для перегрузки нефти располагается на технологической площадке 5. Усилия от навала танкера на причал воспринимаются отбойными (причальными) палами 4. Швартовые тросы заводятся за швартовные палы 2. Все палы и технологическая площадка соединены между собой соединительными мостиками 3. Трубопроводы (нефтяные, противопожарные) и инженерные коммуникации с берега подходят по соединительной эстакаде 1.Широкие пирсы используются для переработки грузов, для складирования вблизи причалов (металлопрокат, металлолом, уголь, руда
и др.). По конструкции причальных сооружений широкие пирсы ничем не отличаются от набережных или эстакад.
После возведения параллельных боковых стенок, расположенных друг от друга на расстоянии, определяемом эксплуатационными требованиями, устраивают торцевую стенку, а затем производя! засыпку территории до проектной отметки. Поэтому в отличие от узких пирсов у широких пирсов суда могут швартоваться и к третьей, торцевой стенке.
Обычно глубины у причалов широких пирсов, также как и конструкции стенок с обеих бывают одинаковыми. Стенки в корневой и головной частях в зависимости от высоты могут различаться. Как правило, ближе к берегу, где глубины незначительные, возводят кладку, а в головной части, включая торцевую стенку, применяют эстакады из предварительно напряжённых железобетонных свай или свай-оболочек.