Этика как учение о морали и нравственности . Основные проблемы этики.
Этика- учение о морали и нравственном усвоении человеком действительности. Этика-форма общественного сознания, которая регулирует отношения в обществе между социальными группами, между человеком и обществом. Этика как наука – раздел философии, изучающего одну из форм человеческого сознания – мораль и нравственность(света духовной культуры).
Задача этики: в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо и найти свой путь к достижению этого блага.
Функции этики:
· Познавательная – этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам;
· Нормативная – разрешение моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, продолжение ценностной разорванность общественного сознания, тем самым с возможностью предложить обществу новую единую для всех моральную перспективу.
Направления:
o Теоретическое (философское)
o Практическое ( свою правил поведения, которым должен подчиняться индивид)
Мораль – это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе.
Мораль требует от человека быть именно индивидом, не опускаться до животного сознания и уважать других людей.
Мораль общественная – значимость законов, обычаев, правил поведения, нравственно – практических форм поведения.
Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.
Моральные принципы –одна из форм выражения нравственных требований в том или ином обществе.
Моральное сознание – готовность к восприятию моральных и нравственных установок и норм, потребность следовать или в повседневной жизни и наличию бескорыстной мотивации и их исполнение.
В работе с детьми необходимо соблюдать последовательность формирования морального сознания:
ü Готовность понять и принять моральные установки
ü Готовность к практическому применению этих установок в повседневной жизни
ü Выработка мотивации к дальнейшему духовно-нравственному совершенствованию
Нравственность – это особый духовно нравственный целостный способ освоения мира, компонент мировоззрения.
Нравственный выбор – это акт моральной деятельности и личной ответственности.
Свойства нравственности:
v Иллюстративность. Нормы нравственности формируются всегда в повелительное наклонении
v Универсальность. Требования нравственности неизменны в любой сфере человеческого бытия
v Общезначимость. Нравственные представления распространяются на всех людей без исключений
v Противоречивость утверждений
v Вне институциональность. Нормы нравственности не фиксируются в доказательствах
Функции морали и нравственности:
Ø Регулятивная. Нравственность регулирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения
Ø Познавательная. Вступая в нравственные отношения человек знакомится со всеми многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание
Ø Воспитательная. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям
Ø Ценностно-ориентационная. Исходя из нравственных представлений человек в своем моральном и нравственном поведение ориентируется на высшие идеалы и ценности, корректирует свое поведение, регулирует свое духовное развитие
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.