БЛОК: «БЕЗОПАСНОСТЬ 2»

Упражнение «Противоположные движения»

Описание

Участники разбиваются на пары. Один из партнеров начинает выполнять под музыку любые спонтанные движения. Задача другого партнера — выполнять те движения, которые являются, с его точки зрения, противоположностью движений, выполняемых первым. Через 1,5-2 минуты участники меняются ролями, и игра повторяется.

Смысл упражнения

Участники учатся произвольно регулировать свои движения, подавляя естественное в такой ситуации желание «отзеркалить» действия партнера, повторить их буквально. Кроме того, упражнение повышает взаимопонимание партнеров, способствует сплочению команды.

Обсуждение

Кому что больше понравилось — демонстрировать движения ил повторять противоположные? Когда в реальных жизненных ситуациях важно уметь делать не то, что тебе показывают, а постулат в точности наоборот?

Техника: «Испорченная пластинка»

Принцип: в ответ на претензии и обвинения собеседника, вы несколько раз повторяете одну и ту же емкую фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы. Обычно достаточно бывает трех повторений.

Пример: вы опоздали на работу, и в ответ на критику начальника вы можете сказать: «Это никогда больше не повториться». Фразы еще могут быть такими: «Я не готов сегодня это обсуждать», «Я подумаю об этом», «Я тебя понял».

Достоинства техники: использование техники позволяет экономить эмоциональные ресурсы. Конфликт при этом не разрастается.

 

Упражнение «Просто скажи «нет»»

Описание

Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу, члены второй подгруппы — в круг большего диаметра лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из участников, стоящих во внешнем круге, обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться объяснять причины своего отказа, извиняться, объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать», — или употребив другие подобные фразы.

После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (то есть меняется состав пар), и теперь те, кто стоит во внутреннем круге, обращаются с очередной просьбой к внешним, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой к внутренним, и так повторяется 6- 8 раз.

Смысл упражнения

Демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин.

Обсуждение

Какие эмоции возникали тогда, когда приходилось просить и когда приходилось отказываться? Что было сложнее — обращаться с просьбами и получать отказ на них или самому отказывать, с чем это связана? Просьба — эта такая форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа. С чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой к другим, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться? Допустим, просьба для нас неприемлемая и мы все же решили отказаться. Когда лучше сделать это без объяснения причин, как в этом упражнении, а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями его причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т. п.?

 

 

Упражнение «Измени свой пульс»

  • Нащупайте у себя на запястье место, где биение сердца ощущается отчётливее всего. Сосчитайте количество ударов в течение 15 секунд, умножьте полученный результат на 4. Так мы вычислим количество ударов в минуту.

Закройте глаза. Расслабьтесь. Вспомните и во всех деталях представьте ситуацию, когда вы сильно радовались. (Даю 2 минуты).
Сосчитайте пульс теперь. Запишите.
Далее предлагается вспомнить ситуации, когда ребята сильно боялись, испытывали обиду, чувствовали себя счастливыми. После каждого из воспоминаний фиксируется пульс и отмечается, как он изменяется по сравнению с предыдущими измерениями.

  • Так при каких же обстоятельствах нам может пригодиться умение произвольно изменять своё состояние? От чего зависит, насколько хорошо или плохо это получается у того или иного человека?

(Ответы учащихся).

  • Итак, ребята, это упражнение очень ярко демонстрирует, как наши физиологические реакции зависят от эмоционального состояния. Мы можем самостоятельно контролировать психологическое и физическое состояние через направленное воображение: представление тех ситуаций, которые подразумевают желательные изменения.
  • Нередко в нашей жизни возникают ситуации, требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на неё. Можете ли вы привести примеры из жизненного опыта, когда на человека специально обрушивают сразу слишком много информации, чтобы он растерялся, утратил возможность здраво мыслить? Какие рекомендации вы можете дать себе и другим, чтобы не растеряться, если вдруг возникнет такая ситуация?

(Ответы учащихся).

  • Правильно. Создание информационной перегрузки - излюбленный приём манипуляторов, которые стремятся «задурить голову» человеку, лишить его возможности принять самостоятельное и осмысленное решение.

 

 

Упражнение «+» и «-»

Описание упражнения: участникам предлагается придумать и кратко, одной-двумя фразами описать примеры 2-х жизненных событий хорошего и плохого. Потом участников просят объединиться в подгруппы по 3-4 человека, в них обменяться своими примерами и придумать в каждом из этих событий по 3 положительных и 3 отрицательных момента. Эт должно касаться и хороших, и плохих событий, т.е. в первых надо постараться на ряду с положительными, и отрицательные стороны, а во вторых – положительные. Так, например, положительное событие «внезапно разбогатеть» может иметь отрицательное следствие ухудшение отношений с окружающими людьми (начнут завидовать), а отрицательное событие «заболеть» позволяет прочитать интересную книгу, на которую раньше не хватало времени, отдохнуть от суеты и т.д. когда эта часть работы завершена (10-15 мин), представители от каждой из подгрупп озвучивают примеры событий, а так же положительные и отрицательные следствия каждого из них.

Психологический смысл упражнения: демонстрирует возможность неоднозначной трактовки даже тех жизненных событий, которые на первый взгляд воспринимаются как однозначно хорошие или плохие. Это иллюстрирует тот факт, что стресс зависит не столько от жизненных событий как таковых, столько от того, как мы их воспринимаем. Участники учатся смотреть на события более гибко, находить в них как положительные, так и отрицательные стороны.

Обсуждение: мало какие жизненные события можно однозначно отнести к хорошим или плохим. В большинстве из них так или иначе присутствуют и положительные и отрицательные стороны. Но часто мы замечаем лишь только одно, особенно тяжело разглядеть положительные стороны в отрицательных событиях. К чему приводит такая однобокость мировоззрения? Как ее можно преодолеть? Что помогает в этом?

return false">ссылка скрыта

 

Упражнение «Заезженная пластинка»

Описание упражнения. Упражнение направлено на отработку техники уверенного отстаивания своих интересов и требований. Ее суть сводится к тому, что человек раз за разом повторяет свое требование, какие бы возражения он не услышал, уподобляясь тем самым поцарапанной граммофонной пластинке, которую «заело». Высказывания строятся по схеме «Я понимаю, что… (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно … (повторение своего требования). Упражнение выполняется в 4-ках. При этом 2 человека предъявляют претензии или отказываются выполнять требования, а еще 2-ое отстаивают свои интересы с помощью указанной техники (2-3 мин.). Остальные участники находятся в роли наблюдателей и потом делятся своими соображениями о том, на сколько эффективно была применена техника и какую пользу она бы могла принести, будь это не игра, а реальная жизненная ситуация.

Вот примеры ситуации для разыгрывания:

· Вы хотите вернуть в магазине деньги за закупленный там товар, оказавшийся не качественный.

· Знакомый уговаривает вас принять участие в сетевом маркетинге: купить у него некий товар, стать его распространителе и продавать такой же товар дальше. Вы хотите вежливо отказаться и убедить его больше не обращаться к вам с подобным предложением.

Психологический смысл упражнения. Отработка конкретной техники, позволяющей отстаивать свои интересы или отказываться от неприемлемых требований окружающих, не переходя к оскорблениям собеседников и другим агрессивным проявлениям.

Обсуждение. Что служит условием эффективности этой техники? (сохранение собственного спокойствия, принципиальная выполнимость и обоснованность предъявленных требований и т.д.). Когда имеет смысл прибегать к ней? Когда отставать свои требования не имеет смысла, а лучше согласиться с тем, что предлагает другой человек?

Упражнение «Бесконечное уточнение»

Описание упражнения: упражнение направлено на ознакомление с техникой нейтрализации зарождающихся конфликтов. Ее суть состоит в том, что человек, которому обращаются с фразами, способны спровоцировать конфликт (конфликтогенами), не отвечает и не возражает, а стремится разрядить ситуацию, задавая уточняющие вопросы, примерно таким образом.

«Ты одета как неряха!» - «какая именно деталь в моей одежде плохо выглядит?». «На тебя никогда ни в чем нельзя положиться?» - «Чем я тебя подвел?»

Упражнение выполняется в 3-ах. 2 участника договариваются между собой, по какому поводу они будут наезжать на третьего (детали одежды, какие либо особенности его поведения и т. п.), после чего начинают поочередно говорить ему обвиняющие фразы. Его задача – не отвечая на них по существу и не переходя к встречным обвинениям реагировать только уточняющими вопросами (2-3 мин.). роль участника, к которому обращаются с обвинениями, может оказаться для подростков довольно сложной (но одновременно ее исполнитель получает более ценный жизненный опыт, чем другие игроки). Поэтому на нее рекомендуется приглашать участников только добровольно, а сразу после окончания очередного раунда игры давать им возможность поделиться своими чувствами.

Психологический смысл упражнения. Обучение одному из способов зарождающихся конфликтов, основанному на задавании уточняющих вопросов вместо перехода к оправданию или встречным обвинениям.

Обсуждение. В каких реальных жизненных ситуациях целесообразно реагировать на обвинение уточняющими расспросами, пытаясь сгладить конфликт? А когда имеет смысл действовать другими способами: пойти на открытый конфликт и перейти к встречным обвинениям, признать свою вину и начать оправдываться и просто отказаться от разговора?

Стратегическая игра.

Это в высшей степени оживленная игра, в которой интересно соединяется движение и ориентация в пространстве. Уже первая фаза очень напряжена – надо избегать кого-то, кто об этом ни чего не знает. Это похоже на то, во что играют дети.

Второй этап – с защитником посередине – выходит далеко за рамки детской игры и требует стратегической оценки траектории движения двух людей. В итоге игра требует быстрых, внимательных движений, и, разумеется, каждый должен следить за тем, чтобы не сталкиваться с другими участниками игры. Необходимо много места.

Начните все молча двигаться, выберите какого-нибудь участника и представьте себе, что вы его боитесь, разумеется, вы не должны его бояться на самом деле, это всего лишь игра. Продолжайте движение по комнате, но таким образом. Чтобы расстояние между вами и лицом, которого вы боитесь», становилось все больше, но, ни в коем случае не показывайте ему, что вы его избегаете (1 мин.)

Теперь выберете кого-нибудь, кто будет вашим защитником. Ему вы тоже не должны показывать, что вы его выбрали. Во время движения делайте так, чтобы ваш защитник находился между вами и тем, кого вы «боитесь». Двигаться нужно как можно быстрее (90 сек.).

Я сейчас буду считать от 10 до 0, и при слове «0», вы должны застыть на своих местах, как вкопанные: 10,9,8…..0!

Сейчас вы можете посмотреть, на то, что получилось, и каждый скажет, кого он «боялся», а кто был его защитником.

 

 

Упражнение «Послушай тишину»

Цель: развить навыки активного слушания.

Участники тренинга молча сидят с закрытыми глазами 1-2 минуты и просто слушают тишину.

Затем по команде ведущего обмениваются впечатлениями, кто, что слышал в течение этой минуты (голоса за дверью, скрип двери, пение птиц, тормозящий автомобиль).

Группа приходит к выводу, что когда действительно слушаешь и стараешься услышать, можно услышать многое.

Упражнение «Рассмотри предмет»

Описание

Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план...

Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его цвет, форма?. . Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд...»

Смысл упражнения

«Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно — остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного...»

Обсуждение

Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.