Глава 8. Физическая жизнь

Во второй главе мы в общих чертах обрисовали состав и структуру астрального тела. Теперь же мы продолжим более тщательное изучение того, как оно существует и как используется в период, когда физическое тело находится в своем обычном, пробужденном сознании.

Факторы, определяющие природу и свойства астрального тела в процессе физической жизни, можно в целом сгруппировать таким образом:

1. Физическая жизнь.

2. Эмоциональная жизнь.

3. Ментальная жизнь.

1. Физическая жизнь. Как мы уже убедились, у каждой части или каждого органа физического тела есть соответствующий ему астральный «двойник». Физическое тело, состоящее из твердого вещества, жидкости, воздуха и эфира, может быть нечистым или очищенным, грубым или тонким, и то же самое, естественно, относится и к астральной оболочке. Физическое тело, потребляющее нечистую пищу, будет, соответственно, формировать и такое же нечистое астральное тело, тогда как физическое тело, питающееся чистыми едой и питьем, будет способствовать очищению астрального тела.

Астральное тело – это тело чувств, страстей и движений души, поэтому астральное тело более грубого типа тоже будет в основном воспринимать страсти и чувства более грубого свойства, тогда как более тонкое астральное тело сможет гораздо легче вибрировать в такт с более чистыми чувствами и желаниями.

Невозможно, имея грубое физическое тело, в то же время готовить астральное и ментальное тела для более высоких целей; и так же невозможно обладать чистым физическим, но нечистыми астральным и ментальным телами. Все три, таким образом, неразрывно взаимосвязаны.

Не только физическое тело, но и более высокие тела подвержены влиянию потребляемой пищи. Мясоедам заказано всякого рода оккультное развитие, и те, кто прибегает к их помощи, создают серьезные и нежелательные трудности на своем пути, ибо мясоед усиливает все нежелательные элементы и страсти низших планов.

В древних религиозных мистериях всегда использовались люди, прошедшие процесс полного очищения, а эти люди были непоколебимыми вегетарианцами. Раджа-йог делает все возможное, чтобы очистить свое физическое тело с помощью тщательно разработанной системы питания, сна и так далее и всячески ратует за так называемую саттвическую, или «ритмичную», пищу. Что касается пищевых продуктов, то здесь разработана целая система, с помощью которой тело подготавливается к принятию более высокого сознания. Мясоеды по природе существа раджасические, то есть они подпадают под категорию физически деятельных существ, поскольку легко возбудимы и призваны выражать животные желания и действия. Они совершенно непригодны к более тонкой нервной деятельности. Поэтом йог никогда не позволит себе прибегать к их услугам во время высоконапряженных мыслительных процессов.

Пища, имеющая свойство разлагаться, как то: дичь, мясо животных и так далее, включая и алкогольные напитки, – является тамасической, или тяжелой; ее также следует избегать.

Пища растительного происхождения, например зерно и фрукты, – это пища саттвическая, то есть «ритмическая»; она оказывает наиболее живительное воздействие на организм и лучше всего подходит для формирования чувствительного и крепкого тела.

Некоторые другие субстанции тоже пагубно воздействуют на физическое и астральное тела. Табак, например, пронизывает физическое тело загрязненными частичками и вызывает таким образом материальные истечения, которые легко улавливаются обонянием. Табак не только астрально загрязняет тело, но и имеет свойство снижать его чувствительность, действуя, так сказать, наподобие «успокоительного средства». Несмотря на то что в условиях современной жизни это зачастую оказывается менее вредным, чем нервное беспокойство, однако для оккультиста, которому необходимо уметь мгновенно реагировать на всевозможные вибрации при полном контроле, это крайне нежелательно.

Таким же образом ни с точки зрения астрального, ни с точки зрения ментального тела нет никакого сомнения в том, что употребление алкоголя всегда действует вредно.

Тела, которые подпитываются мясом и алкоголем, в момент раскрытия более высокого сознания подвержены нездоровью, да и нервные заболевания частично тоже вызваны тем обстоятельством, что человеческое сознание пытается выразить себя посредством тел, которые отягощены мясными продуктами и отравлены алкоголем. В особенности подвержен быстрому отравлению гипофиз, на который влияет даже очень малое количество алкоголя, вследствие чего его высшее развитие приостанавливается. Именно отравление гипофиза приводит к ненормальным и иррациональным видениям, связанным с белой горячкой.

Помимо прямого огрубления физического и астрального тел, вызываемого потреблением мяса, табака и алкоголя, есть и еще один серьезный недостаток, а именно: они склонны притягивать к человеку нежелательных астральных существ, которые наслаждаются запахом крови и алкоголя; они кишат вокруг человека, передают ему свои мысли, оказывают влияние на его астральное тело, так что в границах его ауры витает целый сонм неприятных существ. Главным образом именно по этой причине мясо и вино являются совершенно запретными для йога, идущего правосторонним путем. (Правосторонний путь –путь служения добру; левосторонний – путь служения злу, черная магия.)

К таким существам относятся искусственные элементалы, порождаемые человеческими мыслями и желаниями, а также разращенные люди, известные как элементарии, прочно увязшие в своих астральных телах (оболочки или тени развоплощенных личностей). Элементалов притягивают люди, в астральных телах которых содержится материя, по своей природе родственная им, тогда как элементарии, естественно, привлекают именно те пороки, которые они сами в себе пестовали, когда находились в физических телах.

Почти все виды наркотиков – гашиш, героин. ЛСД, опиум, кокаин, теин в чае, кофеин в кофе и так далее – вредно воздействуют на высшие тела. В некоторых случаях, например во время болезни, их применение практически неизбежно, но оккультист должен прибегать к ним как можно реже.

Тот, кто знает, как это делается, может нейтрализовать неблагоприятное воздействие опиума или морфина (если их использовали для облегчения боли) на астральное и ментальное тела, после того как они оказали воздействие на тело физическое.

Грязь любого рода в высших мирах еще более отвратительна, чем в физическом, и также притягивает низменных природных духов. Поэтому оккультист должен быть особенно строг в отношении нечистоты. Здесь прежде всего следует обратить внимание на чистоту рук и ног, поскольку истечения в первую очередь и быстрее всего устремляются именно по ним.

Физический шум, столь привычный в городах, расшатывает нервы и вызывает раздражение и усталость; этот эффект усиливается за счет давления со стороны множества других астральных тел, вибрирующих с различными частотами, возбужденных и обеспокоенных самыми разными пустяками. Хотя подобное раздражение чисто поверхностно и будоражит сознание не более десяти минут, оно тем не менее создает такое воздействие на астральное тело, которое может длиться до сорока восьми часов. Поэтому очень трудно, живя в больших городах, избежать раздражения, особенно тем, чьи тела настроены на более высокую частоту и более чувствительны, чем у обычных людей.

В целом можно сказать, что все, способствующее здоровью физического тела, оказывает благоприятное воздействие и на высшие тела.

Путешествия – еще один из многочисленных факторов, влияющих на астральное тело путешественника, поскольку это сопровождается изменением эфирного и астрального влияний, связанных с определенным местом или районом. Море, гора, лес и водопад – каждое из этих природных явлений обладает особым типом жизни – как астральной и эфирной, так и видимой, физической, поэтому каждой из них свойственен определенный тип влияния. Многие из существ, связанных с этими явлениями, способны передавать человеку жизненную силу, так что в любом случае их воздействие на его эфирное, астральное и ментальное тела с течением времени оказывается, безусловно, и целительным и благодатным, хотя какое-то время может казаться и утомительным. Поэтому время от времени перемена городской обстановки на деревенскую может сказаться благотворно и на эмоциональном, и на физическом здоровье.

На астральное тело могут влиять и предметы, такие, например, как талисман или амулет. Методы их изготовления уже были описаны в книге «Эфирный двойник» (с. 123). Здесь мы рассмотрим лишь общий принцип их действия.

Если какой-либо сведущий человек сильно намагничивает предмет с особой целью, то последний превращается в талисман; и если этот талисман умело заряжен, то он способен в течение многих лет с неослабевающей силой излучать магнетизм.

Данный предмет может быть использован для различных целей. Талисман, например, можно зарядить чистыми мыслями, которые будут проявляться в астрально-ментальной материи с определенной частотой вибраций. Эта вибрационная частота, противодействующая нечистым мыслям, будет направлена на нейтрализацию или преодоление любой подобной мысли, буде та возникнет. Во многих случаях нечистая мысль возникает чисто случайно, а потому не заключает в себе большой силы. Талисман же, с другой стороны, все время остается мощно заряженным, так что, если встречаются два мыслепотока, нет ни малейшего сомнения в том, что мысли, связанные с талисманом, одержат верх над другими. Кроме того, возникающий конфликт между двумя противоположными мыслями пробудит внимание человека и даст ему, таким образом, время одуматься и изменить свое отношение; однако такое, увы, случается не так часто.

Другой пример – это талисман или амулет, заряженный энергиями веры и мужества. Он может воздействовать двумя различными способами. Во-первых, вибрации, излучаемые талисманом, будут гасить чувства страха по мере их возникновения, будут мешать им накапливаться и усиливать друг друга до тех пор, пока они не станут непреодолимыми, что, увы, тоже происходит довольно часто. Их воздействие можно сравнить с гироскопом, который, однажды приведенный в движение в одном направлении, затем очень сложно повернуть в направлении, обратном заданному.

Во-вторых, талисман косвенно воздействует на сознание носителя; как только человек почувствует приступ страха, он, несомненно, вспомнит о талисмане и применит собственную силу воли, для того чтобы противодействовать нежелательному чувству.

Третья возможность – это то , что талисман может быть связан с человеком, который его сделал. В случае, когда владелец талисмана находится, например, в отчаянной ситуации, он может мысленно обратиться к творцу талисмана, позвать его – и получить от него ответ. Творец может сознавать, а может и не сознавать на физическом уровне обращенный к нему зов, однако в любом случае его высшее «Я» будет знать об этом и ответит усилением вибраций талисмана.

Некоторые предметы сами по себе являются мощными природными амулетами или талисманами. К их числу относятся все драгоценные камни, причем каждый из них обладает определенным влиянием, которое можно использовать двумя способами: 1) с его помощью можно привлечь определенный вид элементальной эссенции, а также те мысли и желания, которые естественным образом выражаются через эту эссенцию; 2) эти естественные свойства делают их подходящим телом для проявлений магнетизма, действующего в том же направлении, что и сами эти мысли и чувства. Таким образом, например, для амулета, оберегающего чистоту мысли, необходимо выбрать камень, чьи природные волновые вибрации дисгармонируют с теми вибрациями, с помощью которых выражают себя нечистые мысли.

Хотя сам камень состоит из физических частиц, однако его «тональность» на этом уровне абсолютно идентична чистой тональности на более высоких уровнях, поэтому эти «добродетельные» сверхтональные частоты будут препятствовать нечистым мыслям или чувствам без необходимости магнетизировать сам камень. В дальнейшем камень можно быстро зарядить чистыми мыслями и чувствами на астральном и ментальном уровнях, настроив их волновые вибрации на ту же тональность.

Другой пример – это ягода рудракша, которая растет в Индии и часто используется там в качестве бусин для ожерелий; она как нельзя лучше подходит для намагничивания, особенно там, где требуется поддержать благодатную мысль или медитативный настрой и отсеять все посторонние влияния. Кроме того, для той же цели применяются и маленькие шарики растения тулси (разновидность базилика), но оно действует уже совершенно иным образом.

Вещества с сильным ароматом – это тоже естественные талисманы. Например, ароматическая смола, используемая как благовоние, излучает благоприятные вибрации, которые усиливают благочестивые духовные мысли и дисгармонируют с любой формой тревоги или беспокойства. В католической церкви в качестве благовония используют смолу ладанного дерева. Средневековые ведьмы смешивали с благовониями некоторые ингредиенты, чтобы вызвать обратное действие; к этому же методу прибегают и в наши дни при совершении сатанинских ритуалов. Как правило, лучше избегать грубых и тяжелых запахов вроде мускуса и некоторых пахучих специй, так как многие из них тесно связаны с чувством сладострастия.

Даже не заряженный на долгий срок предмет иногда тоже может обладать силой талисмана; таков, например, подарок друга – кольцо или цепочка, которые человек носит на себе, а иногда даже и письмо.

Такая вещь, как часы, которые обычно носят на запястье, тоже сильно магнетизируется и может, в случае если ее передать другому человеку, оказывать на него характерные влияния. Монеты и банкноты, как правило, магнетизируются очень по-разному, самыми различными чувствами и мыслями, и могут поэтому излучать вибрации замешательства и раздражения.

Таким образом, мысли и чувства человека воздействуют не только на него самого и на других людей, но и наслаиваются на окружающие его предметы – стены и мебель. Подобным образом он бессознательно магнетизирует физические вещи, так что те приобретают силу вызывать у других сходные мысли и чувства в диапазоне своего энергетического влияния.

2. Эмоциональная жизнь. Вряд ли есть необходимость утверждать, что качество астрального тела в целом определяется тем видом чувств или эмоций, которые постоянно его наполняют.

Человек использует свое астральное тело всякий раз, когда выражает некое чувство, не важно, сознает ли он это или нет, точно так же как он использует свое ментальное тело всякий раз, когда думает, или свое физическое тело – всякий раз, когда выполняет физическую работу. Использование физического тела – это, естественно, нечто совершенно иное, нежели использование тела астрального, которое есть независимое тело, посредством которого сознание выражает себя всецело и полностью; но к этой теме мы вернемся чуть позже.

Как мы видим, астральное тело – это то вместилище, где проявляется желание, это зеркало, в котором мгновенно отражается любое чувство и где может выразиться любая мысль, если только она затрагивает личностное «я» человека. Из материи астрального тела формируется телесная форма темных элементалов, создаваемых людьми, которых они вызывают к жизни недобрыми чувствами и злонамеренными желаниями, и из нее же материализуются такие элементалы, которые творят добро: их вызывают к жизни благие желания, благодарность и любовь.

Астральное тело растет по мере его использования, как это свойственно и всем другим телам, и приобретает свои собственные привычки, которые формируются и закрепляются путем постоянного повторения однородных действий. Астральное тело, которое в процессе физической жизни воспринимает и реагирует на стимулы физического тела и низшего ментального, имеет свойство автоматически повторять те вибрации, которые являются для него привычными. Подобно тому как рука может непроизвольно повторять привычный жест, точно так же и астральное тело может повторять привычное чувство или привычную мысль.

Все те действия, которые мы называем злонамеренными, будь то эгоистические мысли (ментал) или корыстные чувства (астрал), неизбежно проявляют себя как вибрации грубой материи этих планов, тогда как добрые или бескорыстные мысли и чувства вызывают вибрацию в более высоких типах материи. Поскольку более легкое вещество легче приводится в движение, чем более грубое, из этого следует, что некоторое количество энергии, затраченное на добрые мысли и чувства, возможно, порождает в сто раз более мощный результат, чем то же количество энергии, израсходованное в более грубой материи. Если бы это было не так, то обычный человек, очевидно, совершенно не смог бы прогрессировать.

Результат десяти процентов энергии, затраченной на благие цели, с легкостью перевешивает пятьдесят процентов той же энергии, затраченной на эгоистические цели, так что в общем и целом такой человек совершает от жизни к жизни заметный прогресс. У человека, наделенного лишь одним процентом добра, подобный прогресс ничтожен, а человек, у которого доброе и злое уравновешены настолько, что он не движется ни вперед, ни назад, живет, несомненно, скорее плохой, чем хорошей жизнью; однако для того, чтобы полностью погрязнуть во зле, он должен быть несомненным подонком.

Даже люди, которые ничего сознательно не предпринимают для собственного развития и предоставляют всему идти своим чередом, тем не менее мало-помалу развиваются под воздействием исходящей от Логоса неотразимой силы, которая постоянно толкает их вперед. Но они развиваются настолько медленно, что, для того чтобы сделать хотя бы один шажок вперед, им требуются миллионы лет земных воплощений, тягот и бесполезных жизней.

Метод прогресса прост и гениален. Как мы видим, вибрации, создаваемые дурными свойствами в грубой материи, проявляются на соответствующих планах, тогда как хорошие свойства выражаются в материи с частотой, свойственной более высоким материальным планам. Отсюда следуют два достойных внимания результата.

Необходимо помнить, что каждый подплан астрального тела особым образом связан с соответствующим подпланом ментального тела; таким образом, четыре низших астральных подплана соответствуют четырем видам материи ментального тела, тогда как три высших астральных подплана соответствуют трем видам материи каузального тела, находящимся на трех высших планах ментального тела.

Поэтому низшие астральные вибрации не могут найти в каузальном теле какое-либо вещество, которое способно реагировать на них, почему именно в каузальном теле и формируются высшие качества. Отсюда и возникает соотношение, что все то доброе, которое человек в себе развивает, постоянно регистрируется в его вечно изменчивом каузальном теле, тогда как все то злое, что он совершает, мыслит или чувствует, никоим образом не затрагивает его истинное эго, или душу, но лишь порождает искажения и проблемы в ментальном теле, которое обновляется каждую инкарнацию. Последствия всего плохого хранятся астральными и ментальными постоянными атомами, где они и ждут следующего воплощения, поэтому человек вновь и вновь будет встречаться со своими дурными наклонностями, пока не изживет их и в конце концов не подчинит все тенденции настолько, что будет заставлять реагировать на них только свои тела. А это, как можно убедиться, есть нечто совершенно иное, нежели привносить их в свое эго, или душу, и делать неотъемлемой частью самого себя.

На любой импульс из мира сознания астральная материя реагирует быстрее, чем физическая, а поскольку астральное тело состоит из астрального вещества, то оно очень быстро реагирует на любую мысль, приходящую извне (откуда бы эта мысль ни исходила – из сознания других людей или его собственного), и откликается на нее.

Астральное тело, которое его владелец настроил и приучил реагировать на дурные мысли, впитывает поэтому сходные мысли и чувства, возникающие поблизости, тогда как очищенное астральное тело энергетически отторгает подобные мысли и привлекает лишь чувственные и мыслеформы, состоящие из тех вещества и вибраций, которые согласуются с его собственными.

Необходимо помнить, что астральный мир наполнен мыслями и чувствами других людей и что эти мысли и чувства создают постоянное давление, поскольку непрестанно бомбардируют каждое астральное тело, передавая ему свои собственные вибрации.

Кроме того, нужно помнить и о существовании низменных духов природы, которые наслаждаются грубыми вибрациями гнева и ненависти и устремляются на любой энергетический всплеск подобного рода, усиливая, таким образом, эти волны и придавая им новую силу. Люди, подверженные грубым чувствам, могут быть уверены в том, что их всегда окружают «черные вороны» астрального мира, которые кружатся над ними в ожидании грубо-эмоциональных выплесков.

Многие из тех настроений, которым подвержены обычные люди, в большей или меньшей степени вызваны внешними астральными влияниями. Если чисто физической причиной депрессии, например, могут быть плохое пищеварение, простуда, усталость и так далее, то еще чаще такой причиной служит присутствие астрального существа: будучи в подавленном состоянии, оно витает вокруг человека в надежде либо вызвать его симпатию, либо высосать из него недостающую жизненную силу.

Когда человек, например, пребывает вне себя от ярости и временно теряет контроль над своим астральным телом, над ним берут верх элементалы желания. В подобных обстоятельствах человек становится одержимым и им овладевает либо дух умершего человека, имеющий сходную с ним природу, либо тот или иной искусственный элементал.

Учащийся должен по мере сил противодействовать любой склонности к депрессии, являющейся большим препятствием на пути прогресса, или, по меньшей мере, не показывать другим, что он к ней склонен. В противном случае это будет свидетельствовать о том, что он думает больше о себе, чем о своем Учителе, и тому будет гораздо сложнее влиять на ученика. Депрессия заставляет чувствительных людей глубоко страдать, и она же повинна в том страхе, который испытывают по ночам дети. Внутренняя же жизнь стремящегося не должна быть подвержена подобным эмоциональным колебаниям.

Прежде всего стремящийся должен научиться справляться с волнением. Довольство несовместимо с духовным стремлением. Когда думаешь о том, что добро в конечном итоге победит, это добавляет оптимизма, хотя верно и то, что очень нелегко удержать этот оптимистический настрой, особенно если принимать во внимание только физический план.

Если ситуация выйдет из под контроля, человек может умереть под напором обуревающих его сильных чувств, может стать безумным или одержимым. Подобное одержание не обязательно связано со злонамеренностью, но, естественно, всегда пагубно.

Прекрасной иллюстрацией этого феномена является религиозное обращение пробуждающегося к религии человека. В этих случаях некоторые люди испытывают столь сильную эмоциональную встряску, что переступают безопасную демаркационную линию и вполне могут подвергнуться одержанию со стороны умершего проповедника, который придерживался тех же религиозных убеждений, в результате чего две души временно сосуществуют и выражают себя через одно и то же тело. Энергия столь бурного перевозбуждения заразительна и может быстро передаться толпе.

В этом случае возникает мощное астральное возмущение, подобное огромной воронке. К ней и стекаются астральные существа, движимые единственным желанием – ментальными волнами страсти; это всевозможные духи природы, которые наслаждаются и купаются в этих вибрациях, вызванных сильным возбуждением, какого бы рода оно ни было – религиозное или сексуальное, подобно тому как дети резвятся в волнах прибоя. Эти существа еще более усиливают энергию, используемую столь неосторожно. Как правило, движущей ими мыслью является мысль о спасении собственной души; астральная материя – это материя более грубого свойства, а духи природы тоже относятся к примитивному типу.

Поэтому эмоциональное воздействие религиозного пробуждения – это очень мощная сила. В некоторых случаях человек действительно может получать постоянное наслаждение от своего обращения, но тот, кто серьезно изучает духовную жизнь, должен избегать столь непомерного эмоционального возбуждения, а для многих людей оно может быть просто опасным. «Встряска и возбуждение чужды духовной жизни».

Существуют и другие причины безумия; например, оно может быть вызвано дефектами в одном или нескольких телах – физическом, эфирном, астральном или ментальном. Одной из причин может стать отсутствие точного соответствия между астральными частицами и частицами либо эфирного, либо ментального тела. В таких случаях человек не сможет вернуть себе здоровье, пока не достигнет небесного мира, то есть пока не оставит астральное тело и не войдет в тело ментальное. Однако эти типы безумия довольно редки.

Воздействие на астральное тело, вызванное вибрациями другого астрального тела, давно известно на Востоке; это одна из причин того, почему там считается великим преимуществом, когда ученик живет в непосредственной близости от человека, который более высоко развит, чем он сам. Индийский учитель не только назначает своему ученику особые очищающие упражнения или занятия, не только укрепляет и развивает его астральное тело, но и следит за тем, чтобы тот физически всегда был поблизости от него, стремясь посредством столь тесного союза сгармонизировать его тело и привести в соответствие со своим. Такой учитель уже внес успокоение в свои тела и приучил их вибрировать в узком диапазоне нескольких тщательно выбранных им частот – вместо нескольких сотен, чередующихся в диком беспорядке. Эти несколько частот очень мощны и постоянны; они день и ночь – неважно, спит ли ученик или бодрствует, – неустанно будоражат его тела и мало-помалу возвышают его до уровня тональности учителя.

По тем же причинам индус, желающий жить возвышенной жизнью, уходит в джунгли – подобно тому как человек, принадлежащий к другой расе, покидает этот мир и живет отшельником. Таким образом он, по крайней мере, получает возможность сделать передышку и отдохнуть после бесконечных конфликтов, создаваемых неустанным столкновением его тел с чувствами и мыслями других людей, то есть получает время обстоятельно поразмыслить. Успокаивающее влияние природы в какой-то мере тоже ему помогает.

Подобные же воздействия испытывают и животные, тесно связанные с человеческими существами. Преданность и любовь, которые выказывает животное своему хозяину, его ментальное усилие понять желания своего господина и сделать ему приятное существенно развивают разум животного и его способность к преданности и любви. Кроме того, этому способствует и постоянное воздействие вибраций тел человека на тела животного: оно ускоряет процесс его развития, который когда-нибудь завершится тем, что животное индивидуализируется и станет человеческим существом.

С помощью волевого усилия можно создать скорлупу из астральной материи на периферии астральной ауры. Это может служить трем целям: 1) устранять эмоциональные вибрации, такие, как гнев, зависть или ненависть, постоянно направленные от одного к другому; 2) устранять каузальные вибрации низшего типа, которые могут вторгнуться в астральный мир и проникнуть в чью-нибудь ауру; 3) защищать астральное тело во время медитации. Подобные скорлупы, как правило, существуют недолго, но их можно часто обновлять, если человек рассчитывает на более длительное их использование.

Но такая скорлупа может, естественно, удерживать вибрации как вне, так и внутри. Поэтому учащийся должен формировать скорлупу лишь из грубого астрального материала, если он не хочет отсеивать вибрации высших типов астральной материи или препятствовать им излучаться наружу.

В целом можно сказать, что использование скорлупы только для себя означает в какой-то мере признание собственной слабости, поскольку человеку не требуется какая-либо искусственная защита, если он всегда был таким, каким ему и следует быть. С другой стороны, часто такие скорлупы используются с выгодой для других людей, ибо помогают тем из них, кто нуждается в подобной защите.

Нужно помнить, что астральное тело человека состоит не только из обычной астральной материи, но и из какого-то количества элементальной эссенции. На протяжении человеческой жизни эта элементальная эссенция отделяется от океана сходной материи, окружающей человека, и, в сущности говоря, в этот промежуток времени может быть обозначена как своего рода искусственный элементал, то есть как некое отдельное полуразумное существо, называемое элементалом желания. Следуя собственным путем эволюции, этот элементал погружается в материю без всякой мысли (а тем более осознанного стремления) создать себе удобства или без всякого намерения со стороны того эго, с которым он по случаю связан. Его интересы, таким образом, диаметрально противоположны человеческим, поскольку он постоянно ищет более сильных и грубых вибраций. Поэтому-то мы и видим ту вечную борьбу, которую апостол Павел образно выразил так: «Закон членов борется с законом ума». Поскольку же в дальнейшем элементал обнаруживает, что материя ментального тела человека снабжает его более жизнеспособными вибрациями, то он стремится возбудить эту ментальную материю, добиваясь взаимной симпатии, и заставить таким образом человека поверить в то, что это ему желанны те умственные запросы, каких жаждет он, элементал.

Вследствие этого элементал выступает как своего рода искуситель. Тем не менее он не является по сути каким-то зловредным существом; собственно, он вообще не является эволюционирующим существом, да и не обладает силой для перевоплощения; эволюционирует не он, а лишь та эссенция, из которой он состоит. Это теневое существо не вынашивает каких-либо злобных планов и против человека, ибо ничего не знает о человеке, частью которого он какое-то время является. Поэтому он никоим образом не должен рассматриваться как дьявол, к которому нужно относиться с ужасом и содроганием, а является такой же частью божественной жизни, как и сам человек, пусть и на совершенно иной стадии, нежели тот.

Ошибка думать, будто человек, отказываясь снабжать элементал желания более грубыми вибрациями, тем самым стопорит его эволюцию, ибо это не так. Контролируя страсти и развивая высшие качества, человек тормозит развитие низшего и способствует развитию более высокого типов эссенции, а более низкие виды вибраций позднее могут быть использованы животными, причем даже лучше, чем самим человеком, поскольку он может развивать лишь более высокие типы эссенции.

На протяжении всей жизни человек должен энергично бороться с элементалом желания и его склонностью к более низким и грубым физическим вибрациям, ибо ему становится совершенно ясно, что его, элементала, сознание, симпатии и антипатии отнюдь не свойственны ему, человеку, что он сам создал этот элементал и потому не должен быть его рабом, но должен научиться контролировать его и уметь себя реализовать независимо от него.

Эта тема в дальнейшем будет рассмотрена в главе 12.

3. Ментальная жизнь. ментальная жизнь – это третий и последний фактор, влияющий на астральное тело в обычном состоянии пробужденного сознания. Ментальная деятельность оказывает наиболее длительное воздействие на астральное тело по двум причинам:

1) Потому что астральная материя (манас) столь неразрывно связана с астральной (кама), что большинство людей практически не может использовать одну без другой, то есть очень немногие люди могут думать, ничего при этом не чувствуя, или чувствовать, ничего при этом – хотя бы до какой-то степени – не думая.

2) Потому что организация астрального тела и контроль над ним являются прерогативой ума. Это один из примеров повсеместно распространенного принципа, согласно которому любое тело формируется сознанием вышележащего плана. Без творящей силы мысли астральное тело не может быть организовано.

Каждый импульс, посылаемый с ментального плана (из ума) физическому телу, должен пройти через астральное тело и оказать на него воздействие. Более того, астральная материя гораздо лучше, чем физическая, реагирует на мысленные вибрации. Следовательно, контролирующий, тренированный и развитый ум тоже склонен брать под контроль астральное тело и содействовать его развитию. Когда активность контроля ума над астральным телом снижается, последнее, – так как оно особенно подвержено влиянию мимо текущих мысленных потоков, – постоянно принимает извне эти стимулы и пылко реагирует на них.

До сих пор мы рассматривали те воздействия физического, эмоционального и ментального характера, которые влияют на астральное тело в процессе обычной жизни. Теперь же, хотя и в самых общих чертах, мы рассмотрим, как, будучи в состоянии пробужденного сознания, нужно применять свойства самого астрального тела.

Природа этих свойств и их связь с различными чакрами астрального тела уже были нами описаны в пятой главе. С помощью энергии, заключенной в самом астральном веществе и развивающейся при посредничестве чакр, человек оказывается в состоянии не только воспринимать вибрации эфирной материи, передаваемые через астральное тело его уму, но и может воспринимать впечатления непосредственно из окружающей его материи астрального мира, которые, естественно, затем передаются через ментальное тело внутреннему человеку.

Но для того чтобы суметь таким образом воспринимать впечатления прямо из астрального мира, человек должен научиться концентрировать свое сознание именно в астральном теле, а не в физическом мозге, как это обычно происходит.

У низкоразвитых типов людей кама, или желание, является постоянным и наиболее ярко выраженным свойством, хотя ментальное развитие в какой-то степени у них тоже наличествует. Сознание таких людей сконцентрировано на низшем аспекте астрального тела, а их жизнью управляют ощущения, связанные с физическим планом. Это и является причиной того, почему у неразвитых людей астральное тело образует наиболее заметную часть ауры.

Обычный средний человек также почти постоянно живет своими чувствами, хотя высший астрал уже начинает играть в нем свою роль; однако его поведение определяет главным образом не то, что было бы правильным и разумным, а то, что он сам хочет делать. Более же образованные и развитые люди начинают уже подчинять свои желания здравому смыслу; это означает, что центр их сознания понемногу смещается от высшего астрала к низшему менталу. Медленно, но неуклонно, по мере того как он прогрессирует, человек все больше поднимается вверх и начинает руководствоваться скорее принципами, нежели собственными интересами и желаниями.

Учащийся должен помнить, что человек все еще пребывает на четвертой стадии эволюции, которая, что вполне естественно, должна быть посвящена развитию желаний и чувств; однако при этом мы также заняты и расширением сферы проявления интеллекта, который будет самой яркой характерной особенностью пятой стадии. Такое положение дел обусловлено тем невероятным стимулом, который был дан нашей эволюции пришествием с Венеры на Землю Владык Пламени и содействием самих адептов, которые поддерживают силу этого влияния и беззаветно жертвуют собой ради того, чтобы мы могли совершить больший прогресс.

Несмотря на тот факт, что центр сознания в подавляющем большинстве случаев расположен в астральном теле, большинство людей совершенно не ведает об этом, поскольку ничего не знает ни о самом астральном теле, ни о том, как им пользоваться. Они опираются на традиции и обычаи, наработанные в ходе длинной череды жизней, во время которых астральные способности никак не использовались; однако все это время эти способности медленно и постепенно развивались внутри астральной скорлупы примерно так же, как развивается внутри яйца цыпленок. Поэтому в мире невероятно много людей, обладающих астральными способностями, о которых они совершенно не подозревают, хотя способности эти, так сказать, лежат буквально на поверхности. Вполне возможно, что в недалеком будущем, после того как эти вопросы приобретут большую известность и будут лучше поняты, мы сможем наблюдать множество случаев пробуждения этих латентных способностей, да и сами эти способности станут более привычными, чем сегодня.

Эта «яичная скорлупа», о которой мы упоминали выше, составлена из большого количества сконцентрированных на своем «я» мыслей, среди которых безнадежно погребен обычный человек. Это же – возможно, даже в еще большей мере – касается и жизни во сне, о которой мы поговорим в следующей главе.

Мы говорили о концентрации внимания в астральном теле. Человеческое сознание может фокусироваться в одном теле за раз, хотя сам он одновременно с этим способен, пусть и очень смутно, осознавать и другие тела. Здесь можно воспользоваться аналогией из области обычного физического зрения. Если держать палец возле самого лица, то глаза будут сфокусированы на нем так, что палец будет виден ясно и отчетливо, и хотя задний фон при этом тоже проступает, но он виден достаточно смутно и расплывчато, потому что находится вне фокуса. Однако в одно мгновение этот фокус можно изменить таким образом, что фон будет виден ясно и отчетливо, а палец, находящийся вне фокуса, станет неясным и расплывчатым.

То же самое и с человеком, который наделен развитым астральным и ментальным зрением, но в обычной жизни концентрирует сознание в физическом мозге. Он может ясно видеть физические тела людей и одновременно может видеть их астральное и ментальное тела, но только расплывчато. Однако менее чем за мгновение фокус его сознания может измениться, так что он ясно увидит астральное тело; в этом случае он сможет также видеть ментальное и физическое тела, однако не так подробно и отчетливо. То же самое касается ментального зрения и способности видения на более высоких планах.

Это же в полной мере относится и к высокоразвитому человеку, чье сознание развито до умения видеть каузальное (высшее ментальное) тело, так что он в состоянии свободно действовать на буддхическом плане, а частью сознания – также и на атмическом плане. Центр его сознания находится между высшим ментальным и буддхическим планами. Высший ментал и высший астрал развиты в нем гораздо сильнее, чем их низшие аспекты, и хотя он по-прежнему сохраняет физическое тело, однако делает это только потому, что в нем удобнее работать, а вовсе не потому, что здесь сосредоточены все его мысли и желания. Такой человек поднялся над камой, которая привязывала его к инкарнациям, но при этом сохранил свое физическое тело, для того чтобы оно могло служить ему в качестве инструмента, так чтобы энергии с высших планов могли полностью достигать плана физического.