Социально-психологические факторы охраны здоровья обучающихся

- Компетентность обучающихся в сфере здоровья.

- Представления обучающихся о здоровье.

- Высокая значимость здоровья в иерархии ценностей.

- Мотивы и потребности в достижении здоровья.

- Установка обучающихся на здоровое поведение.

Компетентностью можно назвать комплекс социально-психологических знаний и умений их использовать для достижения успеха в различных формах взаимодействия с миром, другими людьми и самим собой, в том числе в сфере охраны здоровья. Это общий уровень способности к самосохранению, который не только имеется у человека, но и демонстрируется им в повседневной жизни. Отсутствие этих знаний и умений закономерно приводит человека к саморазрушению, каким бы благожелательным ни был окружающий социум. Вместе с тем известно, что одним из эффективных средств профилактики саморазрушительного поведения является валеологическая культура человека (напомним, что повышение уровня психологической и коммуникативной культуры является одной из задач психологии здоровья). Так, специалисты в области профилактики наркозависимости отмечают успешность формирования у подростков определенных компонентов психологической культуры, например: навыков решения проблемных ситуаций (в том числе умения обратиться за помощью), саморегуляции, конструктивного общения, умения распознавать манипулятивные действия и противостоять им, а также способности ставить цели и определять средства их достижения.

Что касается представлений о здоровье, то опыт международных исследований социальной обусловленности сохраняющихся в обществах разных типов неравенств в здоровье, проведенный в ряде стран, показывает: представители групп, характеризующихся более низким социальным и (или) экономическим статусом полагают, что их жизнь подвергается меньшему контролю с их стороны, нежели те, кто находится в более привилегированном социальном положении. Существуют также многочисленные подтверждения того, что особенности восприятия людьми этой проблемы могут иметь серьезные последствия для их здоровья [111].

Объяснение этого феномена заключается в том, что здоровье низкостатусных индивидов страдает не только в связи с тем, что эти люди в действительности оказываются менее способными контролировать свою жизнь, но даже в большей мере в связи с отсутствием у них так называемого «чувства соответствия» («sense of coherence»). В это понятие включен ряд характеристик, принципиально значимых для его ориентации в жизни и сохранения его здоровья, в частности, насколько важно для человека чувствовать, что все, что происходит с ним в этой жизни, объяснимо, а значит, и предсказуемо; что он обладает необходимыми средствами для того, чтобы удовлетворять возникающие у него потребности, и что эти потребности достаточно важны для него, чтобы стоило добиваться их удовлетворения [111].

Важно понимать, что «индивидуальный контроль» может оказаться менее значимым, чем ощущение себя причастным событиям собственной жизни и осознание того, что твоя жизнь организуется в твоих интересах [111].

Значимым социально-психологическим фактором, влияющим на механизмы охраны здоровья, является приоритет ценности здоровья. По свидетельству Л.А. Дробижевой, в социологических опросах разных научных центров среди молодежи, касающихся ценностей, практически не встречалась ценность здоровья. Примечательные изменения в этом отношении произошли в последнее десятилетие. Здоровье как ценность, согласно данным исследований Института социологии РАН и других отечественных и зарубежных исследований, стало занимать 3-4 место после «семьи», «работы», причем оно выступает инструментальной ценностью, а не ценностью самой по себе во имя человека. Так, молодые респонденты (до 30 лет), отвечая на вопрос «Что способствует достижению жизненного успеха в первую очередь?», на первые места поставили «здоровье», затем – «материальный достаток» и «силу характера». Но среди серии высказываний относительно здоровья чаще всего выбирали «Здоровье - это, конечно, важно, но иногда можно забыть о нем, ради дополнительного заработка или развлечений». Таким образом, в целевых установках на здоровье: здоровье как средство достижения целей и здоровье как ценность для того, чтобы жить долго и полноценно, - приходят в противоречие, и первый, инструментальный, подход доминирует.

Результаты международного исследования «Здоровье подростков и окружающая среда» в РФ, Эстонии, Финляндии показали, что у финнов на 1-ом месте была высокооплачиваемая работа, квартира, машина (72%), на 2-ом - хорошая семья (41,7%) и здоровье (41,6%), а у русских подростков на 1-ом месте - образование (69%), на 2-ом - высокооплачиваемая работа, машина, квартира (55%), а затем - любовь, дружба, потом семья и затем только здоровье, которое в числе желаний назвали всего 8%. Таким образом, молодежь понимает - без здоровья успеха не может быть, но мотивы у них иные.

Поскольку эта ценность осознается теперь, прежде всего, как ценность для достижения чего-то, то далеко не всегда она мотивирует самосохранительное поведение человека.

Установка на здоровое поведение у детей и подростков (самосохранительный аттитюд), как описано выше, усваивается в готовом виде из окружающей культуры, в том числе и образовательного учреждения. Механизм ее формирования предполагает целенаправленное социальное научение путем наполнения когнитивного и конативного (поведенческого) компонентов установки, и одновременно подкрепления аффективного компонента. Анализ состояния здоровья и тенденций его изменения, приведенный в 1 разделе, свидетельствует о низком уровне развития самосохранительных установок у обучающихся.