Глава 7. Современный сервис: Расширение пространства взаимодействий...

Далеко не все зарубежные фирмы могли пережить ухудшение экономической обстановки, некоторые после 1998 г. покинули Рос­сию.

Создание в практике нашего сервиса крупных производствен­но-предпринимательских сетей в сервисе на основе отечественных технологий и в рамках российских компаний пока не представля­ется возможным — формируются лишь отдельные звенья таких сетей. Некоторые российские фирмы пытаются создать нечто, срав­нимое с сетевым предпринимательством. Они действуют преиму­щественно в крупных городах или только в Москве (компания «Довгань», сеть закусочных «Русское бистро», сети супермаркетов «Седьмой континент», «Рамстор», «Перекресток» и др.).

Отечественным предпринимателям в сфере бизнеса пришлось столкнуться не только с продвинутыми мировыми образцами сер­висных продуктов. Экономическая конъюнктура, которая склады­вается во многих соседних с Россией странах, стимулирует предпри­имчивых людей из ближнего зарубежья приезжать в нашу страну, где, по их представлениям, предоставляется неплохая возможность заработать. В крупных и средних городах страны сегодня действуют гастарбайтеры*, а также группы предпринимателей из Украины, Закавказья, Китая, Вьетнама и других стран.

Предприниматели из Закавказья работают в отходнических ар­телях (сбор урожая, производственное и жилищное строительство, дорожно-ремонтные работы и др.), в общественном питании, в рыночной торговле (продажа цветов, овощей, фруктов, а также дешевой одежды и др.). Представители некоторых кавказских диас­пор контролируют городскую торговлю с лотков, из киосков, про­дажу недвижимости. В их ведении находится часть теневого, а так­же криминального бизнеса (наркоторговля, производство фальси­фицированных спиртных напитков и др.).

Китайская диаспора (которая в значительной части состоит из нелегальных мигрантов) уверенно освоила челночную торговлю ширпотребом, а в ряде российских городов держит в своих руках точки дешевого общественного питания. Ее представители зани­маются разведением и торговлей овощами, а также берутся за не­квалифицированную работу**.

* Гастарбайтерами называют иностранную низкоквалифицированную рабо­чую силу.

** См.: Дятлов В. И. Современные торговые меньшинства: Фактор стабильно­сти или конфликта? М., 2000.


III. Особенности сервисной деятельности на рубеже XX и XXI веков

Как уже отмечалось выше, с одной стороны, гастарбайтеры и предприниматели из ближнего зарубежья позволяют решать мно­гие вопросы обеспечения жителей городов страны товарами и про­дуктами повседневного спроса, некоторыми услугами. С другой стороны, деятельность зарубежных диаспор во многих отношени­ях носит антиправовой характер, усугубляя в разных регионах Рос­сии криминогенную обстановку и разрушая рост цивилизованно­го отечественного бизнеса в сфере услуг.

Огромным бременем для современного российского сервиса, как и для всей отечественной экономики, выступает наличие мас­штабного теневого сектора. По оценке Госкомстата России, на те­невой сектор экономической деятельности приходится до 40% ВВП. Но многие специалисты считают эту цифру заниженной. Теневое функционирование некоторых видов хозяйственной активности объясняется многими причинами, в их числе неудачные модели реформирования, несовершенные схемы налогообложения, пре­рывание в нашем обществе предпринимательской традиции и, конечно, организованная преступность.

Современная сфера российского сервиса, во-первых, сама яв­ляется источником, порождающим нелегальные виды предприни­мательской активности. Именно в этой сфере удовлетворяются антиобщественные потребности в виде предоставления интимных услуг, распространения наркотиков, фальсифицированных ле­карств, продуктов питания и спиртных напитков. Во-вторых, сфе­ра услуг во многих случаях позволяет пускать в оборот финансы, нажитые преступным способом.

В качестве криминогенных зон нашего общества, либо притя­гивающих теневые доходы, либо порождающих их, выступают сле­дующие области экономической практики: денежное обращение, отношения собственности (особенно собственность на землю, пред­приятия, недвижимость), внешнеэкономическая деятельность и ряд других. Если иметь в виду сферы сервиса, то здесь кримино­генными зонами выступают такие сегменты и виды услуг, как бан­ковское обслуживание, строительство, торговля, услуги обществен­ного питания, шоу-бизнес и ряд направлений культурного серви­са (в частности, запись и распространение компакт-дисков). Все это делает указанные сегменты сервиса пространством повышен­ного риска для предпринимательской деятельности.


Глава 8. Адаптационно-динамические характеристики...