Знания об обществе и его развитии

Прежний курс «Обществоведение» главной задачей ставил именно изучение общества. Во введении к учебнику было написано, что обществоведение – сводный учебный курс, содержащий основные выводы марксистско-ленинской науки об обществе и законах его развития, о социализме и коммунизме.

Весь комплекс знаний об обществе излагался через призму марксистского учения о законах общества – исторический материализм, который характеризовался как цельная и стройная научная теория показывающая, как из одного уклада общественной жизни развивается вследствие роста производительных сил, другой, более высокий. Раскрывался коренной принцип материалистического понимания истории – первичность общественного бытия (материальной жизни общества) и вторичность общественного сознания.

Подробное изучение марксистского учения об общественно-экономической формации как закономерной ступени исторического развития, основанной на определенном способе производства, подводило учащихся к теоретическому положению о том, история общества есть история смены общественно-экономических формаций. Делалось заключение о характере развития общества: его движение идет не по кругу, а поступательно, от низшего к высшему. Это означает, утверждал учебник, что в истории имеет место общественный прогресс, критерием которого выступает уровень развития производительных сил. Однако смена общественных формаций, хотя и есть объективный процесс, являющийся результатом разрешения конфликта между производительными силами и устаревшими производственными отношениями, не может произойти самотеком. Движущей силой всех эксплуататорских формаций является классовая борьба, без которой в антагонистическом обществе невозможен социальный прогресс.

Относительно роли человека в историческом процессе было сказано, что люди сами, вполне целенаправленно, творят свою историю, и законы истории прокладывают себе дорогу только через их деятельность. Поэтому люди не являются слепым орудием исторической необходимости: развитие производства лишь создает объективные материальные потребности, побуждающие большие группы людей действовать в определенном направлении – в этом суть исторической необходимости. Однако в жизнь она претворяется только через борьбу классов. Отсюда проистекло важнейшее идеологическое положение о значении активной революционной борьбы, революционной теории и роли партии в этой борьбе.

Далее на основе общих положений исторического материализма конкретно характеризовались капитализм как последняя антагонистическая формация и социализм – первая фаза коммунистической формации.

 

***