Создание и развитие науки управления в Х1Х и ХХ веке
Хотя само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что современные мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в Х1Х веке. Современные крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в это период, принципов обеспечивающих:
- занятие руководящих постов по праву компетентности, с соблюдением законности и порядка (а не по принципу наследования);
- принятие эффективных управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала (в противовес инерционным решениям хозяев фирм);
- построение рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений НТР.
Формирование научных основ управления производством началось в последних десятилетиях прошлого века стараниями таких ученых как Д.Милл (1820 г, исследования мотивации), Маршалл, Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Милл, Джозеф (1850 г., Принципы единоначалия и контроля), Вартон, Меткалф, Халси и другие. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.
Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США.
К концу XIX столетия США прочно заняли место в строю университетских стран. К ранее существовавшему Гарвардскому университету добавились Йельский, Чикагский, Мичиганский и др. университеты. Немного расширилась сеть научных учреждений. В 1848 г. была создана Американская ассоциация развития наук, в 1863 г. - Национальная академия наук, в 1902 г. – институт Карнеги.
В США с конца XIX века при крупнейших университетах начали создаваться школы бизнеса. Эти школы явились основой для создания впоследствии широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров.
Первое десятилетие XX века было периодом, так сказать, еще внутриутробного развития идей научного управления производством. Тейлор и его единомышленники фактически уже сформировали основные принципы управления и даже довольно широко применяли их на практике, но их методы еще применялись лишь на отдельных предприятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преимущественно отрицательным к такого рода новшествам. И неудивительно: они видели в этом посягательство на святая святых своего символа веры – посягательство на «священное право «частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится.
Однако, жизнь брала свое. Само по себе развитие капиталистического производства – общественного по существу, но остающегося в частных руках – приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете. И даже самые рьяные аутсайдеры и поборники идей абсолютной «свободной воли хозяина» на своем предприятии начали понимать это.
Дело «Истерн Рейтс» и последовавшие за ним расследования знаменовали собой победу здравого смысла предпринимателей над наиболее консервативными их представителями.
А дело Истерн Рейтс заключалось в следующем. В 1910 г. произошел конфликт между железнодорожной компанией Истерн Рейтс и грузоотправителями по вопросу о повышении тарифов на перевозки. Конфликт сразу принял сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны. Грузоотправителем являлась вся промышленность. Дело было передано в международную торговую комиссию. Руководитель комиссии Брендейс привлек в качестве экспертов многих известных специалистов в области организации и управления: Х. Хатауэя, Г. Тауна, Г. Эмерсона, Г. Гантта.
Особую роль в успешной работе экспертов, привлеченных к делу Истерн Рейтс, сыграл Г. Эмерсон. Эмерсон начал свою работу с изучения состояния железной дороги и нашел это состояние неудовлетворительным. С точки зрения научного менеджмента в результате тщательного изучения всего дела Эмерсон дал заключение, ошеломившее Америку: «Железные дороги могут ежедневно экономить 1 млн. долларов за счет введения научного управления».
Теперь предприниматели заинтересовались научным управлением. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. И уже в 1911-1912 году 55 отраслей деловой деятельности начали применять научное управление: в промышленности, на транспорте, в строительстве и т. д. и не только в США (в Англии, Франции и других странах).
1911 год может по праву считаться годом «рождения», признания менеджмента как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по менеджменту, инициатором и организатором которой был Х. Персон. В 1911 году вышла книга основоположника научного менеджмента Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления». Был издан один из первых учебников по менеджменту Дункана.
Движение за научное управление пошло и вширь и в глубь, все более овладевая умами бизнеса.
После второй мировой войны на предприятиях в США, а также американских предприятиях расположенных в Европе производительность труда была выше, чем в других западных странах в 2, 5 – 3, 0 раза. Это вызывало у многих недоумение. Система одна, а результаты разные. По решению английского парламента в США была направлена группа ученых для изучения этого вопроса. Через год парламентариям был представлен доклад с результатами проведенных исследований. Красной нитью проходило в докладе следующее: США опережает своих партнеров по производительности труда в связи с тем, что там действует научно обоснованная система подбора кадров и придается большое значение подготовке и повышению квалификации менеджеров.
Вся система подготовки управляющих и повышении квалификации в США стала, с одной стороны, своего рода мостом между научными исследованиями в области анализа, техники, форм и методов управления, а с другой стороны, практикой управленческой деятельности в разных сферах экономики. Эта система постоянно приспосабливается к увеличивающейся сложности управления промышленными комплексами, непроизводственными организациями, национальными программами, рыночной конъюнктурой. Изменяются и совершенствуются методы, организационные формы, учебные планы.
В США свыше 1300 учебных заведений, которые занимаются подготовкой менеджеров, кадровиков, промышленных психологов, социологов, дизайнеров.
Исследования, проведенные в 70 крупных фирмах США, показали, что на каждые 15 – 17 человек инженерно-технического персонала имеется 1 специалист по организации и управлению. Если в организации работает всего 100 человек, то и здесь есть специалист подобного профиля.