Значение науки управления для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров руководителей
Известное положение, чтонаука — это непосредственно производительная сила, подтверждается коренными качественными преобразованиями в технике, технологии и самом процессе производства. Управление в таких условиях неизбежно ведет к необходимости научного подхода, эффективному использованию всего нового и передового. С середины XX в. происходит резкое ускорение научно-технического прогресса, оказавшего воздействие не только на науку и технику, но и на все стороны общественной жизни.
Возник широкий общественный интерес к менеджменту и изучению управленческого опыта в зарубежных странах, где уже давно и широко он применяется и надлежащим образом поставлена подготовка профессиональных управляющих, которые отвечали бы потребностям рыночных отношений.
Существует две достаточно различные точки зрения на значение науки менеджмента и специального управленческого образования для подготовки кадров менеджеров.
Первая из них, характерная для США и Европы, отводит управленческому образованию очень важную роль. Здесь считают науку менеджмента основополагающей для формирования специалистов по управлению людьми, которые, в свою очередь, являются не менее сложными объектами, чем машины или химические процессы, чтобы неподготовленный человек мог управлять ими (*10).
Другая точка зрения - в Японии, где система подготовки менеджеров построена иначе. Крупные фирмы сами готовят руководителей, т.е. происходит обучение опытом, когда старшие по должности учат младших. Процесс подготовки квалифицированного менеджера через планирование карьеры, обмен опытом, ротацию кадров и т.п. занимает почти два десятка лет. Основой подготовки менеджеров считают практику, в то время как наука имеет общеобразующую роль. Так, в стране принято, что на предприятиях учатся все — от рабочего до управляющего фирмой.
В России в условиях отсутствия квалифицированных менеджеров, могущих подготовить себе смену, при всей близости нашей бывшей советской системы к японскому образцу, наиболее вероятен, возможен и реализуется западный вариант [3] (*11).
Сегодня в нашей стране и в среде бизнеса, и в правящих кругах не сомневаются в необходимости и целесообразности изучения менеджмента и предпринимательства.
Важный момент в области современного управления организацией - необходимость наличия эффективной системы обучения и переподготовки кадров управленцев. Разработана и реализуется федеральная Программа переподготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства.
Ситуация в нашей стране осложняется тем, что ранее существовавшая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров разрушена, а новая только формируется. В этих условиях очевидно, что новая система должна соответствовать нашей реальности и быть эффективной, превратиться в важнейший фактор обеспечения конкурентного преимущества и создания материальных благ. Соответственно, курсы менеджмент (6)а предусматривают не только классические разделы по сущности и формированию организаций и принципам управления ими, реализации функций управления и процесса принятия решений, основам коммуникаций и др. Они предполагают также изучение современных концепций управления, концепций управления качеством, систем "точно-во-время", концепции "организационной культуры" и др., а также феномена так называемых "обучающихся организаций", концепции "непрерывного образования", предполагающую необходимость обучения на протяжении всей трудовой жизни. Последнее связано с тем, что в постоянно изменяющихся условиях от менеджеров требуются и иные знания, и иные навыки. Например, теперь менеджер (5) должен не столько уметь командовать, сколько создавать команды и работать в них, вести переговоры и добиваться соглашений в конфликтных ситуациях [3].
Кроме того, реальные проблемы бизнеса резко касаются лишь какого-то одного из направлений менеджмента: финансов, управления персоналом или маркетинга. Обычно они требуют системного подхода, умения видеть комплекс взаимосвязанных хозяйственных и социальных проблемных ситуаций. Эти явления являются общими для менеджеров различных стран. Хотя, конечно, в российском менеджменте есть и свои специфические проблемы. Так, здесь для менеджера приоритетным зачастую становится не получение доходов и прибыли, а сохранение капитала от различных фискальных организаций, коррумпированных чиновников из многочисленных контролирующих организаций и криминальных структур.
Если в ХХ в. управленческая теория учила сравнивать менеджмент данной организации с другими, то в ХХI в. основной акцент будет делаться на индивидуальных отличиях, будут учить уходить от стандартов, принятых схем. Как известно, П. Друкер на этом фоне сформулировал новую управленческую парадигму, согласно которой базовыми принципами менеджмента являются ситуационность, системность, социальная направленность. В частности, П. Друкер еще в конце 60-х гг. обращал внимание на то, что в первой половине ХХ в. в теории и практике менеджмента превалировал подход, при котором социальные обязанности организации, то, для чего нельзя посчитать экономический эффект, рассматривалось как препятствия и ограничения, а не как цели и задачи [43]. В настоящее время социальная ответственность организации рассматривается в качестве важнейшего критерия ее трудовой деятельности, работа с персоналом приобретает новые черты - гуманизм, сотрудничество, а моральные факторы непосредственно становятся инструментами управления организацией.
Принятие управленческих решений в организации основывается не только на прагматических критериях экономического мышления, но и содержит в себе существенные нравственные детерминанты. Это означает, что профессиональная деятельность менеджера регулируется не только правовыми и административными нормами, должностными инструкциями и предписаниями, но и особыми, имманентными данному виду труда нравственными принципами. Во всем мире к концу второго тысячелетия сложилась ситуация, когда люди больше не желают быть придатком механизма, будь он управленческий или производственный. Поэтому в мировой практике в содержании университетских курсов менеджмента все большее внимание уделяется социально-психологическим факторам, ценностным ориентациям персонала, этическим и культурологическим аспектам поведения людей в их совместной деятельности. Эти вопросы должны составлять важный раздел теории управления [2].
Российским менеджерам сегодня нужен не только математический, но и эвристический аппарат принятия решений в условиях неопределенности и разного рода рисков. Им нужны знания разных ветвей менеджмента: финансового, стратегического, инновационного, предпринимательского, экологического, антикризисного, муниципального и других. Предметом изучения должны быть и новые дисциплины, отражающие современные парадигмы управленческого мышления, например, организационное поведение.
В начале уходящего столетия считалось, что поскольку менеджмент это наука, он так же независим от культурных ценностей и личных взглядов, как и математика с физикой. Между тем, уже в 60-х гг. П. Друкер предложил рассматривать менеджмент как и точную и одновременно гуманитарную науку, так как он является системой ценностей и убеждений, видом культуры.
Знание теоретических основ современного менеджмента создает необходимую фундаментальную базу профессиональной подготовки любого специалиста.