ВРЕМЯ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

В принципе неверно устанавливать четкие правила медитации наподобие рецептов. В идеальной ситуации, когда человек начинает медитацию ие из-за какой-либо проблемы (например, болезни), следует лишь отметить, что максимальное количество медитаций в сутки не должно превышать двух — одной утром и одной вечером. Большее количество окажется несовместимым с нормальной повседневной жизнью. В отпуске вы можете изменить эту ситуацию; однако при увеличении числа медитаций необходимо тщательно наблюдать за собой и проверять, не стали ли вы слишком чувствительными и восприимчивыми.

Если же вы медитируете лишь время от времени, вряд ли можно говорить о соблюдении какой-либо дисциплины, но и такая медитация может быть полезной, ведь, в конце концов, внешние путешествия вы тоже совершаете не каждый день. Если вы, например, применяете внутренние путешествия для решения отдельных, периодически возникающих проблем, то ритм ваших путешествий будет довольно нерегулярный.

Золотой серединой стало бы совершение путешествия внутрь себя ежедневно. Ведь каждый день мы, как правило, хотя бы один раз выходим на улицу. Однако надо быть готовым иногда пропустить это путешествие. Или же, напротив, отправиться в более далекое путешествие к глубинам собственной души.

Даже в тех ситуациях, когда цслыо медитации является победа над определенной болезнью, подтвердила свою эффективность одно- или двухразовая медитация. Если болезнь тяжелая или угрожает жизни, частота медитаций может быть увеличена. Опасность развития чрезмерной чувствительности при этом практически исключена, поскольку излишек энергии поглощается болезнью.

Касательно времени медитации существуют идеальные рекомендации, пришедшие с Востока и подтверждающиеся опытом, накопленным в западных монастырях. Наиболее подходящим для медитации является с энергетической точки зрения время восхода солнца. Это звучит красиво, но для большинства западных людей остается теорией, поскольку’ наша жизнь в большей степени сконцентрирована на вечернем времени суток. Для многих людей настоящая жизнь вообще начинается только вечером после работы. Разумеется, гораздо лучше медитировать утром, а не вечером, когда вы закончили работу и чу вствуете усталость. Но и вечер, когда к вам возвращается покой, также может быть хорошим временем для медитации. Следует принимать в расчет тот факт, что вечером вы можете заснуть от усталости. Но даже если во время медитации вы уснете, ничего страшного не случится; напротив, в этом случае вы сразу же окажетесь в стадии действительно глубокого сна.

Не существует никаких рекомендаций и по длительности отдельных медитаций. В большинстве случаев продолжительность медитации составляет около полу часа, одпако при наличии определенного опыта это время можно как увеличить, гак и сократить. Путешествия в собственные мифы или сказки могут продолжаться дольше. В случае медитаций в положении сидя длительная медитация будет невозможна из-за вашей позы. Наибольшего расслабления вы сможете достичь с помощью медитации в положении лежа.

Точно установленное время для медитации, которая ежедневно проводится в одном и том же месте, имеет ощутимое преимущество, поскольку намного быстрее формируется поле для медитации. Многие люди неоднократно сталкивались с такими нематериальными полями, не осознавая этого. Представьте себе, что вы принимаете участие в семинаре по медитации, который проходит в суровых условиях монастыря: вы сами удивляетесь, что вам удается выдерживать все трудности, включая подъем в пять утра для утренней медитации. Две недели спустя, после того как вы достаточно глубоко погрузились в процесс медитации, вы принимаете решение продолжить упражнения дома. В пять утра понедельника вы сидите в собственной спальне и удивляетесь, что вам не удастся настроиться на медитацию. Во вторник вы заставляете себя проснуться, а уже в среду вы находите для себя отговорку, чтобы не заниматься утренней медитацией. Что же произошло? В монастыре уже на протяжении нескольких столетий существует поле для медитации, а присутствие участников семинара только усиливает это поле. Чем больше число участников и чем сильнее их концентрация на главном, тем мощнее становится поле. В стенах вашего собственного дома существуют совершенно другие поля — и среди них совершенно точно пет поля медитации. Такое поле сначала должно быть создано, а для этого требуется много времени и энергии, причем первый шаг является самым трудным. Когда поле будет создано, вам, наоборот, будет трудно воздерживаться от медитации. Но теперь возникает угроза того, что медитация войдет в привычку. Поэтому необходимо четко осознавать все происходящее, чтобы, с одной стороны, продолжать подпитывать иоле энергией, а с другой стороны — не закостенеть в рутине, поскольку это опять-таки станет противоположностью поиска пути к центру.

Такие поля нематериальны — английский биолог Руперт Шел- дрейк называет их морфогенными полями, которые не имеют материальной основы, однако оказывают существенное воздействие на свое окружение. Но формирование подобного поля могут облегчить и материальные компоненты, например созданное с любовью место для медитации, собственноручно сшитая подушка или особое покрывало, запах ароматических палочек. Однако важнее всего — наши внутренние установки: готовность сделать что-то для женского начала своей собственной души, желание уделить этому началу время и внимание, не подвергая его при этом давлению. Нужно понимать, что «быстрая» медитация так же бессмысленна, как «быстрое» пение, «быстрая» молитва, или «быстрая» любовь. Тот, кто пытается торопить женское начало, убивает его, а значит, и половину себя.

Сама медитация также может помочь вам в формировании поля: в конце каждого сеанса на основании своего опыта вы будете говорить себе, что путь в гл\бины собственной души с каждым разом становится все легче, поскольку ваши собственные следы все глубже запечатлеваются в мире образов. Не менее важным является осознание того, что вы сможете вспомнить все пережитое и извлечь из пего дополнительные уроки, если, закончив медитацию, продолжите работать над соответствующей темой. То, что сначала может восприниматься как самообман, оправдается если не с первого, то уж точно со второго раза.