Двухконтурная система холодоснабжения центральных кондиционеров с чиллером и с функцией свободного охлаждения. Схема, особенности применения, достоинства и недостатки.

Для устранения проблем, связанных с сезонностью работы чиллеров наружной установки с воздушным охлаждением конденсатора, применяется двухконтурная система холодоснабжения (рис. 3.9, сплошные линии). В этой системе теплая обратная вода, поступающая от потребителей во второй контур, охлаждается в теплообменнике 7 незамерзающим промежуточным хладоносителем (гликолем) первого контура. Благодаря такой схеме двухконтурная система может работать при отрицательных температурах наружного воздуха без угрозы размораживания испарителя чиллера.

В целях экономии электроэнергии и сокращения времени работы компрессоров холодильной машины в двухконтурной системе может быть предусмотрен режим свободного охлаждения, использующий природные климатические ресурсы. В этом режиме охлаждение теплоносителя в холодное и переходное время года осуществляется наружным воздухом с помощью драйкулера при неработающих компрессорах чиллера. Драйкулер включается в контур испарителя параллельно с основной холодильной машиной (рис. 3.9, пунктирные линии) и в летний период не используется. В зимний период холодильная машина отключается от системы холодоснабжения. Трехходовой клапан 6 пред-38 назначен как для регулирования температуры теплоносителя в процессе работы в режиме свободного охлаждения, так и для защиты теплообменника от замерзания при пусках системы в зимний период. Некоторые модели воздухоохлаждаемых чиллеров выпускаются с уже встроенной сухой градирней для осуществления режима свободного охлаждения. В этом случае в холодный период года чиллер автоматически выбирает оптимальный режим работы (компрессоры, градирня или смешанный), обеспечивая максимальное энергосбережение. Недостатки двухконтурной системы связаны с ее удорожанием и повышением энергопотребления за счет применения гликоля и добавления второго гидравлического контура. Кроме этого существует угроза размораживания промежуточного теплообменника при запуске системы зимой и особенно при перерывах в эксплуатации.