Характерные черты реформирования системы образования в стране

- Влияние идей французских просветителей на теорию и практику образования и воспитания в России.

Одним из главных проводников идеи реформирования системы воспитания в России был И. И. Бецкой, стараниями которого на стол императрицы Екатерины II легло разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в которых автор излагал свои педагогические принципы, основанные на идеях французских просветителей. В их основе лежала идея воспитания подрастающего поколения в отрыве от семьи в закрытых учебных заведениях интернатского типа. По мнению авторов этой идеи так было легче избежать тлетворного влияния окружающей среды и издержек семейного воспитания. В 1764 г. Екатерина Алексеевна утвердила «Генеральное учреждение» Бецкого.

- Дальнейшее развитие закрытых учебных заведений в стране. Открытие Воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1770) и ряде других городов для подкидышей и «несчастнорожденных». Основание «Воспитательного общества благородных девиц» при Смольном монастыре (1764) с учреждением отделения для мещанских девушек (1765). Открытие Коммерческого училища (1772). Реорганизация учебно-воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Попытка отказаться от физического воздействия на детей.

- Создание при Московском университете первого в России педагогического учебного заведения – учительской семинарии (1779).

- Открытие в Петербурге главного народного училища для подготовки учителей народных училищ (1782) (с 1816 г. – Главного педагогического института).

- Проведение школьной реформы (1782-1786). Попытка создать единообразные учебные заведения с едиными учебными планами и общей методикой. Создание народных училищ в губернских и уездных городах с четырёхлетним и двухлетним сроком обучения.