Характерные черты развития архитектуры и изобразительного искусства

- Утверждение и развитие архитектурного стиля барокко.

- Укрепление тесной связи архитектуры с изобразительным искусством.

- Доминирующая роль государственных заказов и аристократии в определении характера дворцовых и усадебных построек.

- Укрепление позиций русских архитекторов, занявших равное положение с архитекторами-иностранцами.

- Увеличение каменного строительства по всей стране.

Выдающимися представителями русской архитектурной школы были: М. Г. Земцов (1688-1743) (Церковь Симеона и Анны (1731-1734), завершение строительства Большого каскада в Петергофе, начало строительства Аничкова дворца и др.); П. М. Еропкин (1698-1740) (Руководство разработкой генерального плана Петербурга, разделённого на 7 районов с центром на Адмиралтейской стороне, закрепление трёхлучевой системы проспектов и определение основных проспектов, площадей и улиц города.); И. К. Коробов (1700-1747) (Руководство в качестве архитектора постройкой Адмиралтейства, начало ансамблевой застройке города, создание Гостиного двора в Москве.); И. Ф. Мичурин (1700-1763) (Троицкая церковь на Арбате, церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой, суконный двор, Андрееский собор в Киеве по чертежам Ф. Б. Растрелли); С. И. Чевакинский (1713-1780) (Разработка генерального плана застройки Кронштадта, дворец П. Б. Шереметева на Фонтанке (1750-1755), дворец И. И. Шувалова на Итальянской улице (1753-1755), Никольский Морской собор (1753-1762), склады «Новая Голландия», руководство реконструкцией дворцового ансамбля в Царском Селе.); Ф. Б. Растрелли (1700-1771) (Дворец М. И. Воронцова на Садовой (1749-1757), Строгановский дворец на Невском проспекте (1752-1754), перестройка Большого Петергофского дворца и создание новых интерьеров (1745-1755), Смольный собор (1748-1764), перестройка Большого Екатерининского дворца в Царском Селе (1751-1756), ансамбль Зимнего дворца (1754-1762); Д. В. Ухтомский (1719-1774) (Триумфальные Красные ворота в Москве (1757), каменный Кузнецкий мост через Неглинку, колокольня Троице-Сергиева монастыря, перестройка Сенатского дома в Москве).

- Дальнейшее развитие национальной школы портретной живописи и гравюры.

В данный период происходит становление творчества таких художников-портретистов как И. П. Аргунов (1729-1802), А. П. Антропов (1716-1795), портретиста и декоративного живописца И. Я. Вишнякова (1699-1761), гравёров и рисовальщиков М. И. Махаева (1718-1770), И. А. Соколова (1717-1757) и др.

- Открытие Академии художеств (1757), осуществлявшей подготовку по трём специальностям: архитектуре, живописи и скульптуре.