Характеристика ФЗ «об охране окружающей среды».

Глава I. Общие положения

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной

Глава X. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)

Глава ХI. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Глава XVI. Заключительные положения

_____________________

Ныне действующий закон был принят 10 января 2002 года, пришёл он на смену закона РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды».

Между понятиями природы и окружающей среды много отличий. Природа – это только естественные компоненты, которые произошли без влияния человека. А окружающая среда – это естественные плюс антропогенные компоненты (зданий, памятники, земля, атмосферный воздух – это всё окружающая среда).

Причины, побудившие разработать новый закон:

1) Считается, что в законе 1991 года существовало большое количество декларативных положений.

2) С принятием в 1993 году Конституции появилась необходимость привести экологическое законодательство в соответствии с нормами Конституции, причём по нескольким направлениям (появлением множества форм собственности, там было право на здоровую и безопасную окружающую среду, а в Конституции – благоприятная).

3) Необходимо в законе уточнить компетенцию органов государственной власти, исполнительной власти.

4) После распада СССР стали проводиться различные реформы в стране социального и экономического характера, что надо было отразить в законе.

5) Необходимо было закрепить два таких положения, как: 1) процедура оценки воздействия на окружающую среду (это процедура ОВОЗ) и 2) процедура экологической экспертизы.

Закон состоит из 16 глав и 84 статей.

В преамбуле говорится, что закон определяет правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

Имеющиеся достоинства (весьма условны):

1. Законодатель стремился обеспечить комплексное регулирование в охране окружающей среды (хотя это тоже достаточно условно и в законе отсутствуют процессуальные нормы). Закон 1991 года по содержанию и значимости был приближен к кодексу, а нынешний от этого далёк.

2. В законе 2002 года закреплены положения, посвящнные процедуре ОВОЗ и экологической экспертизе. Помимо этого, закон содержит положения об экологической сертификации и об экологическом аудите. Но ни сертификация, ни экологический аудит не получили должного развития; а аудит вообще даётся сугубо понятием.

3. В концепции продолжения идей устойчивого развития в законе появляются положения о необходимости нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (человек должен ограничивать своё потребление природной среды). В числе экологического контроля впервые предусмотрены положения о нормировании допустимости изъятия компонентов природной среды, впервые – и нормативы по недрам (раньше по лесам были, а по недрам – нет).

4. Содержание закона говорит, что при проектировании необходимо учитывать наилучшие существующие технологии (и написано, что это такая технология, которая основана на последних достижениях науки и техники, наименьшее воздействие на окружающую среду…).

При внедрении этих наилучших существующих технологий хозяйствующий субъект может иметь налоговые льготы, а также возможно снижение платы за загрязнение и использование окружающей среды (это – экономические стимулы).

Министерство природных ресурсов и экологии – оно и по использованию природных ресурсов, и в его ведении находится служба по контролю.

Недостатки действующего закона:

1)Содержит множество декларативных положений и норм (не устранён недостаток 1991 года закона).

2) В нём содержится большое количество норм отсылочного характера. Некоторые положения требует разработки целого пакета нормативных актов – но должной проработки получены были далеко не все нуждающиеся в том положения.

3) В нём не использованы современные средства юридической техники.

4) Не регулируются процессуальные отношения (хотя есть претензия на то, что это – комплексный закон).

5) Закон изобилует стилистическими погрешностями.

В силу этих дефектов он не может реализовывать свою роль и его нельзя назвать эффективным.