От логики открытия к логике подтверждения
В первой половине XX в. одной из иаиболее популярных становится гипотетико-дедуктивпая модель научного познания.
Создание логики открытия предполагали, что сам процесс получения нового знания гарантирует его истинность. Но если не существует никаких методов открытия, то очевидно, что в науку проникают утверждения, носящие гипотетический характер. Они, конечно, требуют испытания на непротиворечивость, а главное – соответствие наблюдаемым и опытным данным. Свобдное творчество в процессе выдвижения различного рода обобщений, таким образом, имеет вполне естественное ограничение.
Складывалось следующее представление о процессе научною познания.
— Ученый выдвигает гипотетическое обобщение, из него дедуктивно выводятся рзличнию рода следствия, которые затем сопоставляются с эмпирическими данными.
— Те гипотезы, которые противоречат опытным данным, отбрасываются, а подтвержденные утверждаются в качестве научного знания.
— Эмпирическое содежание любою обобщения и оиределяет его подлнинньй смыл.
— Теоретическое утверждение, чтобы быть научным, обязательно должно иметь возможность соотноситься с опытом и подтверждаться им.
Однако, когда мы говорим, что истинность того или иного утверждения известна из опыта, мы фактически ссылаемся на принцип индукции, согласно которому: универсальные высказывания оснонываются на индуктивных выводах.
«Этот принцип,— утверждает Рейхенбах,— определяет истинность научных теорий. Устранение его из науки означало бы не более и не менее как лишение науки ее способности различать истинность и ложность теории. Без него наука, очевидно, более не имела бы права говорить об отличии своих теорий от причудливых и произвольных созданий поэтического ума». Поэтому основной задачей методологии науки становится разработка нидуктнвной логики.
Однако никакими эмпирическими даннымн, как отмечал Р.Кариан, невозможно установить истинность универсального обобщающего суждения. Сколько бы раз ни нснытывался какой-либо закон, не существует гарантий, что не появятся новые наблюдения, которые будут ему противоречить.
«Никогда нельзя достигнуть полной верификации закона, – писал Р.Карнап.—Фактически мы вообще не должны говорить о «верификации» - если под этим словом мы понимаем окончательное установление истинности, – а только о подтверждении».
Итак, теоретические построения науки по своей сути могуг быть лишь гипотетическими. Они не в силах стать истинными, а могут претендовать лишь на правдоподобие. Поскольку оно выявляется в сопоставлении теоретических гипотез с эмпирическими данными, процедура подтверждения становится в научном познании чрезвычайно важной. Также очевидно, что индуктивная логика, устанавливающая их связь, может быть лишь вероятностной.
Как считал Г.Карнап, имении стадия подтверждения в отличие от стадии открытия, выдвижения гипотизы должна н может находиться под рациональным контролем.
«Я согласен,— замечал Р.Карнап,— что не может быть создана индуктивная машина, если цель машины состоит в изобретении новых теорий. Я верю, однако, что можетт быть построена нндуктнвная машина со значительно более скромной целью. Если даны некоторые наблюдения е и гипотеза h (в форме, скажем, предсказания или даже множества законов), тогда я уверен, что во многих случаях путем чисто механической процедуры возможно определить логическую вероятность или степень подтверждения h на основе е».
Если бы удалось решнь эту задачу, тогда, вместо того чтобы говорить, что один закон обоснован хорошо, а другой – слабо, мы бы имели точные, количественные оценки степени их подтверждення. Конечно, их знание не является еще достаточным для принятия решетя, связанною с выбором одной из конкурирующих гипотез. Однако, как считал Р.Кариап, при прочих равных условных эти оценки имели бы вахное значение для ученых.
Реализация этой программы предполагала прежде всего построение вероятной логики, применимой к реальным высказываниям науки. Однако дело до этого не лошло.
И хотя Р.Карнану удалось построить вероятностную логику для простейших языков. что уже представляло значительный вклад в науку, его программа в целом не привела к достижению цели.
Он испытал еще один путь в попытках понять процесс научного познания и своим упорством и настойчивостью продемонстрировал его бесперспективность. К.Попнер выразил по существу мнение научного сообщества, когда писал:
«Я не думаю, что имеется такая ветщь, как «индуктивная логика» в карнаповском или в любом ином смысле».
Дело здесь не только и том. что такою рода логику трудно построить. Как показали дальнейшие исследования, степень подтверждения гипотезы в процессе научного познания не предстаклястся столь значимой, как это казалось Р.Карнапу.
«Наука похожа на детективный рассказ,— писал Ф.Франк.— Все факты подтверждают определенную гипотезу, но нравильной оказывается в конце концов совершенно друня гипотеза».