Тема 7. Формирование системы знаний в средние века

Средневековое мировоззрение стремилось к всеохватывающему знанию, которым может обладать только Творец. Отправное понятие – слово. Слово выступало и как орудие творения и как орудие постижения мира. Понятия отождествлялись с их объективными аналогами. Овладение понятиями → исчерпывающее знание о действительности, т.к. она производна от понятий. Значит, надо исследовать их, особенно в Священном писании. «Видимые вещи» воспроизводят «вещи невидимые», т.е. являются их символами. Есть иерархия вещей в зависимости от близости к Богу.

Познавательная деятельность носила теологически-текстовой характер, анализировались не вещи и явления, а понятия. Универсальный метод – дедукция. Но возникают и области знания, которые подготавливали возможность рождения науки: алхимия, астрология, натуральная магия. Последняя – познание скрытых сил и законов Вселенной. Маг – больше практик-экспериментатор, чем теоретик-концептуалист.

Схоластика (IХ – ХII вв.) большое значение придавала логике рассуждений, видела в ней путь постижения Бога. Оттачивается логический аппарат, рассудочные способы обоснования знания, при которых сталкивается тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Важнейшие вопросы схоластики о соотношении разума и веры, науки и религии.

Ансельм Кентерберийский считал, что знания, добытые разумом, но противоречащие Священному писанию, должны быть отвергнуты. Пьер Абеляр хотел четко разграничить веру и знание и предлагал сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Его принцип: «понимать, чтобы верить». Его работа «Да и нет»: 159 каверзных вопроса догматики, на них даны ответы из церковных писаний, как утвердительные, так и отрицательные. Альберт Великий стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования считал наблюдение. В учении Фомы Аквинского содержался метод интеллектуального, постигающего созерцания, который схватывает не образ предмета, но прообраз этого образа, действительную форму предмета.

Обучение было двухступенчатым: первую ступень составляло светское знание, а вторую, высшую, - теология. Светское знание также было приспособлено для теологических нужд. Грамматика сводилась к изучению правил латинского языка, риторика – к умению составления проповедей, арифметика – к мистическому истолкованию чисел Библии. Геометрия включала в себя сведения о странах и землях. Музыка была церковной, а астрономия в основном помогала определять сроки христианских праздников. Первые светские школы были правовыми.

Важнейшая составляющая образования – логика. Она определялась как искусство с помощью которого истина может быть отличаема от лжи. Перед логикой стояла задача доказательства истин, а не их открытия.

В целом, особенности средневековой науки:

- она выступает как совокупность правил, в форме комментариев,

- тенденция к систематизации и классификации знаний,

- компилятивный характер,

- созерцательность, склонность к абстрактному теоретизированию, отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным.

Развивалась наука и на Востоке. Переводятся на арабский язык труды античных мыслителей. «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Аль-магисте» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест». Также переведены «Начала» Евклида, сочинения Аристотеля и Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики. Теоретичность античных сочинений была дополнена примерами и задачами чисто практического характера, свойственными для восточной традиции.

Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (IХ в.) создал математические произведения, переведенные в ХII в. на латынь и четыре века служившие учебными пособиями в Европе. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами выполнения четырех действий над числами (алгоритмами – от имени ал-Хорезми). Он нашел методы решения уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов («Алджебр»).

Аль-Фараби (Х в.) доработал логическое наследие Аристотеля. Он упорядочил комплекс аристотелевского «Органона» и присоединил к нему «Риторику», написал комментарии к его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.

Среднеазиатского ученого аль-Бируни (ХI в.) можно назвать энциклопедистом6 он решал вопросы математики, астрономии, физики, географии, геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории. Установил метод определения географических широт, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Он сделал предположение об обращении Земли вокруг Солнца.

Известна деятельность арабских алхимиков и, хотя она преследовала недостижимые цели, но при этом открыла новые элементы (ртуть, сера), способствовала возникновению экспериментального естествознания.

Велики были и достижения практической медицины: Абу Али ибн Сина (Авиценна) (ХI в.) – философ, математик, астроном, врач. Его «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет интерес даже сегодня.

Ибн-Рушд (ХII в.) – философ, естествоиспытатель, алхимик, врач был сторонником единого интеллекта космического детерминизма. Он считал, что активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и включает в себя общие истины в обязательной для всех форме.

Эти и другие ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие науки, подготовили возникновение в дальнейшем целого ряда научных дисциплин.