Тема 6. Зарождение элементов научных знаний в Древней Греции

Формирование науки в древней Греции произошло в результате культурного переворота, произошедшего в VIII – VI вв. до н.э. Одна из составляющий этого переворота – «Великая колонизация» - основание греческих поселений на чужой территории, давшая возможность грекам выйти из изоляции, способствовавшая развитию предприимчивости, изобретательности, воспитывавшая терпимость к иным взглядам, обычаям и культурам. В это время ремесло начинает отделяться от сельского хозяйства, возникает товарное производство, развиваются товарно-денежные отношения, расцветает культура и философия.

Что стало причиной культурного переворота?

Для традиционного общества характерна профессионально-именная трансляция культуры. Каждая семья являлась носителем определенной профессии, передававшейся по наследству. Поэтому в таком обществе невозможно совмещение разнородных профессий без снижения качества продукции. В таком обществе наука появиться не могла: ей не на что было опереться, ведь сумма знаний передавалась от отца к сыну. Причиной разрушения этой системы стал пиратский корабль. Для людей, живущих на берегу, существует угроза с моря, поэтому гончар и плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле – это тоже бывшие гончары и плотники. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необходима интеграция, которая гибельна для традиционного общества. Возрастает и роль слова, подчиненность ему (один решает, другие исполняют), осознается роль закона в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Систематизация законов – это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.

Кроме того, на процесс появления науки влияли и другие факторы: социальные, политические, природные и другие. Хозяйственную и политическую жизнь античного полиса пронизывал дух соревнования, конкуренции. В V в. до н.э. усилились демократические тенденции в жизни греческого общества. Это стимулировало творческие задатки людей. Причем, споры разворачивались по проблемам, не имеющим никакого отношения к обыденным интересам спорящих, что способствовало развитию критичности, без которой не мыслимо научное познание. Так, первоначально, наследую мифологическую проблематику, древние греки пытались объяснить возникновение и развитие мира. В результате возникла натурфилософия – преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, опирающееся на некоторые естественно-научные понятия.

Для создания модели космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Возник философски-рациональный образ мира. При этом числа изучались сами по себе, безотносительно к практическому применению. Оперируя одними абстракциями можно создавать новые, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.

Особенность греческого мышления в том, что оно было рациональным, теоретическим. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого. Главный предмет созерцания – небесный свод со светилами. Первая геометрическая модель космоса была разработана Эвдоксом (IV вв. до н.э.) и получила название гомоцентрических сфер. В основе ее лежит представление о том, что космос состоит из ряда сфер, обладающих общим центром, совпадающим с центром Земли. Сверху космос ограничен сферой неподвижных звезд. Все сферы находятся в непрерывном движении.

Одна из умозрительных проблем – проблема единого: как найти единое, неизменное и неуничтожимое в многообразии изменчивого, возникающего и уничтожимого. Два варианта ответа: Парменид и Демокрит. Верх умозрительности – система идеализма Платона.

Самый большой вклад в античную науку внес Аристотель. Он создал всеобъемлющую систему знаний о мире, куда вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Согласно Аристотелю истинным бытием обладает не идея, а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего возникает вещь, ее материал. Материя лежит на самом нижнем уровне в иерархии вещей. Над ней стоят четыре элемента или стихии. Это первичная материя, получившая форму под действием той или иной пары первичных сил – горячего, сухого, холодного, влажного. Сочетание сухого и горячего дает огонь, сухого и холодного – землю, горячего и влажного – воздух, холодного и влажного – воду. Стихии могут переходить друг в друга, вступать во всевозможные соединения, образуя разнообразные вещества.

Чтобы объяснить процессы движения, происходящие в мире, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. На примере с бронзовой статуей он показывает, что материальная причина – бронза, действующая – деятельность ваятеля, формальная – форма, в которую облекли бронзу, целевая – то, ради чего ваялась статуя.

Для Аристотеля не существует движения помимо вещи. На основании этого он выводит четыре вида движения: в отношении сущности – возникновение и уничтожение; в отношении количества – рост и уменьшение; в отношении качества – качественные изменения; в отношении места – перемещение. Виды движения не сводимы друг к другу и друг из друга не выводимы. Согласно Аристотелю, движение непрерывно, вечно и для осуществления его должен существовать первый неподвижный и тоже вечный двигатель. Движение по прямой для него не является вечным, так как прямая не бесконечна. Чтобы быть бесконечным, движение должно быть круговым, только шар движется и в то же самое время покоится, так как занимает одно и то же место.

Космос по Аристотелю ограничен, имеет форму сферы, за пределами которой нет ничего. Он разделен на две области: в «подлунной» материальные тела образованы из четырех элементов – воды, воздуха, огня и земли, в этой области тела возникают, преобразовываются, гибнут; в «надлунной» области нет возникновения и гибели, в ней находятся небесные тела – звезды, планеты, Луна, которые совершают круговые движения и пятый элемент – эфир, «первое тело», ни с чем не смешиваемое, вечное, не переходящее в другие элементы. В центре Космоса находится неподвижная шарообразная Земля.

Наконец, Аристотель создал логику как науку – он впервые представил приемы рассуждения как целостное образование и сделал их предметом научного исследования.

В эпоху эллинизма (IV в. до н.э. – I в. до н.э.) в философии усилился индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической обстановки, невозможностью влиять на судьбу полиса, возросла роль правителя и бюрократии. Это отразилось на системах.

Стоики придавали большое значение законам, по которым существует Природа. К аристотелевским представлениям о первоэлементах они добавили идею о том, что соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную «пневмой» («теплое дыхание»), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает вещи закон ее существования и развития. Физическое тело – пассивный участник процессов, а пневма – активное начало. Мир согласно стоикам – единый и взаимосвязанный поток событий, где все имеет причину и следствие. Эти связи – рок, судьба. Кроме того, события направлены к благой, прекрасной и разумной цели.

По Эпикуру атомы наделены тяжестью и поэтому движутся сверху вниз, но при этом могут спонтанно отклоняться от вертикального перемещения. Отклонившиеся атомы описывают разнообразные кривые, сплетаются, ударяются друг об друга, в результате чего образуется вещный мир.

Большие успехи в области математических знаний. Евклид пишет 15-томный труд «Начала». Архимед разработал методы вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел.

Римская наука носила компиляторский характер. Рим не дал миру ни одного мыслителя, который мог бы приблизиться к Платону, Аристотелю или Архимеду.

В целом, в античности появились такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, рвущие узы натурфилософских систем и претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дало возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки.